Великолепную по внутренней емкости фразу произнес патриарх русской церкви в Украине: "Безудержное потребление убивает радость и губит общество". Правда, сказал он это о потребительском обществе. Но это в полной мере относится и к алкоголю. Цивилизованный алкогольный бизнес подставляют алкоголики и пьющие неумеренно граждане. Это из-за них такие на нас гонения со стороны общества и государства. И пьют они, как правило, крепкий алкоголь. А подставляют весь рынок в целом, но главное – нашу винодельческую отрасль, которая и так инвалид уже 25 лет.
Впереди – Великая алкогольно- табачная акцизная реформа в России. В бюджете – дыра. И все с этим понятно. Так же понятно, что Азия вовсе не способна спасти мир от экономического кризиса. Обвал в Китае будет посильнее нашего и американского. Придется России надеяться в основном на свои силы. А еще либо взять допечатанных долларов в США, либо допечатать рублей.
Вот украинцы (они быстрее нас соображают; там же нет нефтегазовой инерции) уже сообразили, что повышение акцизов на пороки в кризис приводит к обратному эффекту. Это мы всегда приурочиваем повышение ставки акцизов к новогодним праздникам, а они – экспериментируют. Например, "майское повышение акцизов на табачные изделия в Украине не принесло желаемых результатов. Несмотря на то, что акциз был повышен в 2,5 раза, что, естественно, предполагает рост поступлений, тем не менее, в мае Государственный бюджет недополучил от запланированных отчислений более 400 млн грн или более 40%". Любому нормальному человеку ясно, что подорожание "единицы порока" не приводит к снижению его привлекательности. Но это внешний фон их реформ; оправдание второго дна - фискального. А теперь еще и фискальная составляющая рушится.
Правительство активно работает над бюджетом. Однозначно, что и алкоголь и пиво получат по максимуму: 30% роста на алкоголь и 190% на пиво в 2010 г. И мир, конечно, не перевернется. Рост ставки акциза на пиво может стать разменной монетой о непризнании пива алкогольным напитком на 2010 г.
Более того, есть уже и продолжение сценария. Наши законодатели порознь работают над вариантом закона о госмонополии на спирт. И это уже интересно. Приводим несколько цитат: "Мне некогда отдыхать, проведу весь свой отпуск в Москве, - говорит председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Е. Федоров. Правда, он на пару-тройку дней все-таки намерен вырваться из столицы и подышать воздухом в Подмосковье. Свой отпуск депутат Федоров посвятит подготовке закона о торговле и госмонополии на спирт". Это 29 июля. А 27 июля – сообщение о спикере Совета Федерации С. Миронове. "Председатель Совета Федерации лично пишет закон о госмонополии на спирт. Чиновник торопится подготовить текст уже к осенней сессии, работая над ним прямо на... берегах сибирских рек, где решил провести свой отпуск. Миронов не подпускает к работе над этим законом даже своих коллег-сенаторов. Профильные комитеты СФ покорно ждут законопроект, написанный председателем. Такая секретность главы "Справедливой России" связана с критикой этой работы в "Единой России". Миронов ожидает, что единороссы будут ставить ему палки в колеса, - рассказали в окружении сенатора. Ведь сами депутаты "Единой России" уже не раз вносили в Госдуму подобные инициативы, но тонули в согласованиях.
Все предшественники Миронова допускали одну и ту же ошибку: никак не могли определиться, на производство или на оборот спирта вводить монополию. Миронов, чтобы не попасть впросак, решил учесть ошибки своих предшественников. - Мы предлагаем монополию и на производство, и на оборот этилового спирта, - говорит помощница сенатора. Так государство гарантирует сбор всех налогов с крепкого алкоголя и минимальные цены в кризис (власти будут уверены, что дешевле определенной цены водка быть не может). Главе "Справедливой" осталось решить, кому отдать власть над алкогольным рынком. Это могут быть чиновники из Росалкогольрегулирования: там только закончили смотреть состояние спиртовых заводов. Или госкомпания, такая как "Союзплодоимпорт": она давно управляет советскими торговыми марками и может переключиться на спирт".
Мы специально дали вторую заметку почти полностью. Она говорит о многом. Но главное о том, что "соревнование" по тяжести сценария госрегулирвоания алкогольного рынка между двумя правящими партиями, начатое в период появления "Справедливой России", нашло свое продолжение. Так или иначе, но два законопроекта о ГМП на спирт мы получим. На эту тему мы дадим материал в понедельник, а пока ближе к вину.
Итак, можно вполне рассчитывать на худший вариант регулирования для рынка: рост акцизов на 30% при введении единой ставки акциза на весь алкоголь, включая виноградные вина и игристые с шампанскими, и даже попытку введения ГМП на спирт. Чтобы не сделало государство, в любом случае остановить падение легального рынка водки оно не сможет (даже введением минимальной цены на продукт). Это процесс неизбежный.
Итак, акциз на вино и шампанское – 250 руб. за 1 литр спирта в них. Это условно 25 руб. с 1 литра вина. Или в бутылке 17-18 руб. Сегодня – около 2 рублей. Пусть прирост 15 руб. Если сегодня виноградное вино можно пить, начиная от 80 руб. за бутылку вина в магазине, то с учетом акцизной реформы стоимость этой бутылки возрастет до 105- 110 руб. По российскому шампанскому и игристому: было 100 рублей, будет 130 рублей. Мы опять получаем картину: минимальная цена легальной бутылки водки- 120 руб, и к этой цене подгоняют стоимость вина. Вместо того, чтобы оставить продукт в покое, и наращивать, как планировалось, акциз на вино и шампанское по 10% в год.
Много пишут про пиво. Тот взрыв пивного рынка, который обещают: прирост акцизов на 190% приведет к росту бутылки пива с 20 руб. к 28 руб. Акциз в бутылке все равно будет меньше 4 рублей. Рынок САН молчит, чтобы не попасть под раздачу. Там единая ставка в баночке 0,33 л приведет к росту акциза в 2 раза (с примерно 3,3 руб в баночке до 6,7 руб.). Пусть цена баночки вырастет до 40 рублей. Рынок САН падает относительно 2008 на 15% и без повышения. Привлекать к себе лишнее внимание не стоит.
В результате акцизной реформы винный рынок получает много минусов и только один плюс. Вино становится более заметным для государства продуктом с фискальной точки зрения. А другие в 2010 г. в условиях выживаемости государства уже волновать вообще не будут. Это еще сегодня что-то лепечут о борьбе с алкоголизацией; в 2010 вся эта "мишура" уйдет на пятый план.
Рост акцизов на вино, безусловно, приведет к снижению рынка легального вина (появится новый термин). Более того, неизбежно помимо жуткого дополнительного роста фальсифицированного вина, мы получим в 2010 г. еще и рынок нелегального вина (да и всех остальных алкогольных продуктов). А как же? Если раньше в условиях высокого акциза на водку и коньяк было выгодно воровать с них акциз, а вино и прочее только фальсифицировать (воровали акциз и фальсифицировали портвейны), поскольку в бутылке вина акциз был всего лишь менее 2 руб., в пиве – чуть больше 1 рубля. Теперь же ценность этой продукции с новым повышенным акцизом в результате введения единой ставки и роста на 30% многократно возрастает. То есть, повышенное влияние к росту ставки акцизов наблюдается с двух сторон: со стороны государства и со стороны производителей нелегальной продукции.
Поставить заслон нелегальному рынку государство все равно не сможет (не захочет) - не та социальная ситуация. В результате при всем при этом для начала не менее 20% рынка виноградного вина, а также шампанского с игристыми и прочим подорожавшим алкоголем должно будет уйти в тень. По пиву примерно столько же. Поэтому, если это не учтет Правительство на своем историческом заседании, то у депутатов будет время до октября поразмышлять на досуге- что получит наша Родина в случае введения единой ставки акциза на крепкий алкоголь и низко алкогольную продукцию. Более бессмысленное предложение представить сложно (помимо прочего).
Нам эта перспектива кажется вполне реальной. Государство же уповает на возможность контроля за отраслью. Это наивно. У нас столько профильных служб в госсистеме; поэтому надеяться на то, что наша служба – особенная – сможет противостоять общей тенденции – можно, но надо учитывать и другие варианты при принятии решения – более реальные.
Ну, и напоследок. Независимо от того, какие сегодня (материал пишется 30 июля) примет решение Правительство (поскольку есть еще законодательная ветвь), мы можем получить ниже следующее на рынке низко алкогольной продукции. Вместо того, чтобы слушать мечтателей из разных ведомств и общественно- политических и общественных организаций, рассказывающих сказки про рост акциза за счет повышения ставок и сокращение потребления от резкого роста цен, государству бы сосредоточиться на реальной задаче – обеспечение доступности низко алкогольной продукции и замене крепкого алкоголя этой продукцией.
В случае серьезного роста акциза на низко алкогольную продукцию практически вся она становится очень привлекательной для производства в нелегальном режиме помимо привычного режима фальсификации.
Таблица 1. Возможный результат на рынке низко алкогольной продукции в 2010 г.
И пусть никого не расслабляют новые высказывания Кудрина 30 июля. Это говорит об отсутствии какой-то программы у Правительства. Есть сумбур, но это на сегодняшний день хорошо. Предложения меняются как в калейдоскопе. Не стали принимать списком предложения "Росалкоголя"; и это хорошо (ничего хорошего из единой ставки с 30% повышением ставки бы не вышло). Не стали пока переносить акциз на спиртзаводы по причине возможного роста нелегального рынка. То есть, появилось понимание того, что он был, есть и будет. А системы контроля за ним нет. И он государству необходим как способ обеспечения качественным заводским алкоголем малообеспеченного населения. На самом деле – государство в тупике регулирования, в который само себя загнало в 200- 2007 г.г. И выхода из него нет. Ни одно решение не "решит" проблему нелегального рынка водки. А сделать водку доступнее боятся – кто-то может "стать больше пить". Почему? Вся эта водка и сегодня продается открыто и дешево. Кто пил нелегальную дешевую, будет пить легальную дешевую.
Впереди – месяц. И никто сегодня не скажет, что родится в результате осенью в виде закона. Что-то предложит Правительство, что –то депутаты. Как-то может измениться социально- экономическая ситуация.
При этом квотирование- самое коррупционное и мерзопакостное из того, что существовало на алкогольном рынке еще совсем недавно. Пусть поднимут архивы.
Из заявления Кудрина мы делаем 5 важных вывода: государство не рубит шашкой "Росалкоголя" по рынку и понимает серьезность ситуации; государство понимает , что "Росалкоголь" - не алкогольная истина в последней инстанции; государство осознает незыблемость и свою социальную зависимость от нелегального рынка; государство начинает думать; государство будет регулировать алкогольный рынок с учетом социально – экономической ситуации – не обостряя ее (именно отсутствие последнего пункта привело к ситуации на алкогольном рынке).
Вино в регионе
Сахалин. Закрытый и многопьющий алкоголь. Живет там 513 тыс. человек. За январь – июнь 2009 г. объем розничного товарооборота составил 34,3 млрд. руб. – 66,86 тыс. руб. за полгода или 11,14 тыс. руб. на душу в месяц в среднем. 16,3 млрд. руб. – продовольственные товары – по 31,8 тыс руб. на душу за полгода или всего по 5,3 тыс. руб. на душу в месяц. Продовольственные расходы составляют 47,5%. . Объем реализованных продовольственных товаров уменьшился за год на 5,9%, непродовольственных – вырос на 0,8%.
За январь – июнь 2009 г. населению было продано (с учетом неформальной деятельности) учтенной продукции: 528,0 тыс. декалитров водки и ликероводочных изделий (1,7 л водки и ЛВИ на душу в месяц- по 3,5 бутылки); 172,0 тыс. дал вина (по 0,6 л в месяц на душу – почти по 1 бутылке); 28,8 тыс. дал коньяка (по 100 г. коньяка на душу населения в месяц); 79,2 тыс. дал шампанского (по 0,26 л в месяц на душу – треть бутылки); 2 262,0 тыс. дал (по 7,4 л пива на душу в месяц- 15 бутылок). Объем реализации алкогольных напитков в натуральных показателях в январе – июне 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. увеличился по всем наименованиям алкогольной продукции. Наибольший рост по шампанскому (на 86,1%), пиву (на 49,5%), коньяку (на 25,2%).
Вот он – примерный месячный средний объем винного рынка Сахалина: 380 000 бутылок вина виноградного (явно, что значительная доля – пакеты; можно даже предположить, что не менее 30% рынка; тогда 90 000 тыс. литров в литровых пакетах и таре большего объема и 260 000 бутылок (примерно). С шампанскими и игристыми проще – их еще не догадались выпускать в картоне. 134 000 бутылок этой продукции. Не столь уже велика у нас разница между виноградным вином в бутылке и шампанским и игристым (всего в 2 раза виноградного в бутылке больше).
Зарубежный блок
Франция
Экономический кризис способствовал появлению значительных запасов вина, от которых Франция старается постепенно избавляться, обратившись при этом за помощью к Еврокомиссии. Так, французское столовое вино урожая 2008 г. продается очень плохо.
Издания приводят странные данные: всего за 2008/2009 финансовый год (июль 2008 г. – июнь 2009) продано 20,83 млн. дал столового красного и розового вина, что на 23% меньше, чем за соответствующий период 2007/2008 гг. Какая-то подозрительно очень низкая цифра при общем производстве вина в почти 500 млн дал в год.
Жалуются французы и на то, что глобальный финансово-экономический кризис отразился на бизнесе крупнейшего в мире производителя шампанского - концерна Louis Vuitton Moet Hennessy, который объединяет компании-производители элитной косметики, парфюмерии, одежды и аксессуаров. Его прибыль от продажи шампанских вин Dom Perignon и Veuve Clicquot в первом полугодии 2009 года сократилась на 41%. Еще хуже обстоят дела с продажей украшений и дорогих часов. В этом сегменте компания понесла серьезные потери, заработав на 73% меньше. Всего чистая прибыль французского концерна сократилась на 23%. Вот такой он- премиальный рынок в кризис.
Знаменательное событие произошло на днях для алкогольной индустрии Франции. Сенат этой страны наконец одобрил отмену запрета на рекламу алкоголя в Интернете. Отныне все компании Франции, производящие алкогольную продукцию, смогут на законных правах размещать рекламу в сети, не боясь штрафов и взысканий, около 18 лет ограничивавших их свободу. Это послабление не сыграет никакой роли, лишь как победа здравого смысла над "утопистами". Западные власти постепенно осознают, что электорат уже не клюнет на видимость борьбы с алкоголизацией. Нашим властям еще через это надо пройти. Наш народ доверчив.
Эпизод из Франции. Показатели сбыта бургундских вин, пострадавшего от снижения спроса на них в Соединенных Штатах и Великобритании, демонстрируют 30% уменьшению экспортного объема. В конце года спад продаж может достигнуть 15-20%, при этом цены придется снизить. По сравнению с 2007 годом показатели продаж бургундских вин за 2008 г. снизились на 5,1%, при этом всего было продано 194 млн. бутылок, из них 94 млн. пошли на экспорт. Доля вин, производимых в Бургундии, составляет 3,3% от общего объема виноделия во Франции и 0,5% от мирового производства вина.
И чтобы закончить про Францию: китайцы скупают французские замки и виноградники. Уже третья китайская компания присматривается к славящемуся своими винами французскому региону Бордо, желая купить там поместье с винодельческим хозяйством. Двумя первыми приобретениями бизнесменов из КНР стали принадлежавшее знаменитому кардиналу Шато Ришелье и 500-летнее шато Латур-Лаген. Нас, честно говоря, это волнует очень мало и лишь в той степени- как отнесутся к этому французы? Не так давно они испугались некоторой активности российских компаний к французским виноградникам; кому –то даже, находящемуся в совместной российско- французской собственности, кредит не дали. Поэтому, понаблюдаем за реакцией французов на близкое нашествие китайцев; им бы радоваться раньше, что наши к их виноградникам интерес проявили. Пусть решают: кто лучше – наши или китайцы?
Архив новостей