Мы несколько раз писали, что с первым нетерпением ждем итогов производства водки и ЛВИ и прочего крепкого алкоголя с Украины, чтобы наша историческая земля показала, как не надо работать в области акцизной политики. Так же предупреждали, что этот показатель еще не самый "показательный". Ясно, что в июне перед серьезным ростом ставки производители навыпускали водки в мае- июне с избытком. Там идет профанация статистки, но по итогам января – июля прирост производства водки составил (это мы ежемесячно рассматриваем в наших материалах о "Братьях- славянах") 44%, а рост суммарный в группе водки и ЛВИ всего +5,1%, а до того в основном был спад суммарного показателя. Ясно, что перед ростом ставки производство было избыточным. Но такого спада в производстве водки даже мы не ожидали. "Премьер Ю. Тимошенко, ссылаясь на свежие данные Госкомстата, сообщила: промпроизводство в июле у нас выросло на 4,9% по сравнению с июнем. "Я могу уверенно сказать: правительству и мне как премьеру удастся преодолеть кризис, и в этом уже нет никаких сомнений", - сделала вывод Премьер. Эти слова как бы подтверждают и обнародованные вчера цифры о динамике ВВП. Темпы его падения замедлились с 20,3% в первом квартале до 18% за первое полугодие". Поздравим Украину и ее власть. В пищепроме Украины - спад на 3,3%. Причем водки и коньяка произведено меньше на 62% и 73%. Дождемся результатов августа и сентября, и проверим – потерял легальный рынок Украины от экспериментов с акцизами больше 30% легального объема или меньше. Но украинцы мобильнее нас: наши чиновники готовы к реформам только с 1 января и с 1 июля, а они даже объявляли реформы даже с середины любого месяца. Будет ли чужой пример для нас наукой – покажет скорое время.
На совещании у премьер-министра Владимира Путина была одобрена единая максимальная ставка акциза на спирт (сейчас производители крепкого или слабого алкоголя платят соответственно 191 руб. и 121 руб. за 1 л спирта в готовой продукции) и 100-процентная его предоплата, говорится в оказавшемся у "Ъ" протоколе совещания. Кроме того, к перевозкам спирта теперь будут допущены только лицензированные операторы.
Совещание под председательством Владимира Путина, посвященное выработке нового комплекса мер по регулированию алкогольного рынка, состоялось еще 23 июля, но протокол был разослан в профильные министерства и ведомства только в конце прошлой недели (копия есть в распоряжении "Ъ").
Участвовавшие в совещании чиновники — первый вице-премьер Виктор Зубков, глава Росалкоголя Игорь Чуян, руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мокрецов и другие — до появления протокола итоги совещания не комментировали. Единственным исключением стал министр финансов Алексей Кудрин: 30 июля, после заседания правительства, посвященного бюджету-2010 (ожидалось, что в качестве антикризисной меры ставка акциза на спирт будет увеличена на 30%), он заявил, что алкоголь "пока не индексируется", зато "вводится регламентирование и квотирование поставок спирта" (см. "Ъ" от 31 июля).
Но в протоколе не оказалось никакого упоминания квот. Ключевые среди принятых решений (полный список см. в таблице): лицензирование перевозок спирта, установление единой ставки акциза, а также 100-процентная предоплата акциза покупателем спирта или предоставление банковской гарантии на эту сумму с максимальной шестимесячной отсрочкой платежа. "В целях совершенствования регулирования" образуется правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка под председательством Виктора Зубкова.
Сейчас акциз платится уже после отгрузки произведенной на основе спирта продукции, причем в два этапа: спиртовые заводы уплачивают свой акциз по ставке 27,7 руб. за 1 л (учитывают эту сумму при отгрузке спирта на ликероводочные заводы), а производители крепкого или слабого алкоголя — свой, по ставке 191 руб. и 121 руб. за 1 л спирта в готовой продукции соответственно (вычитая 27,7 руб.). При этом производители парфюмерно-косметической, ветеринарной, медицинской и химической продукции вообще освобождаются от уплаты акциза. В соответствии с протоколом теперь все производители алкогольной продукции будут уплачивать единый максимальный акциз (на 2010 год предусмотрена ставка 210 руб. за 1 л спирта), но предприятия, использующие спирт для производства внесенных в реестр лекарственных препаратов, получат возможность возместить уплаченный акциз из бюджета.
По словам представителя Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, "никаких злоупотреблений в рамках этой схемы быть не должно": о распределении квот речи не идет, уполномоченный орган (сейчас это ФНС, но она передаст эти функции Росалкоголю) будет информировать о возможности отгрузки спирта автоматически — сразу после того, как будет выдана банковская гарантия или уплачен акциз. Он утверждает, что легальные производители ждали этих решений больше двух лет.
Больше всех пострадают производители слабоалкогольных напитков: президент Национальной ассоциации слабого алкоголя Ольга Курбатова напоминает, что в 2007 году уже вводилась единая ставка для крепкого и слабого алкоголя, в итоге легальный рынок слабоалкогольных коктейлей упал на 41%, а доля нелегальной водки осталась на прежнем уровне.
Итак, опубликованы более подробно и предметно результаты "путинского алкогольного совещания". Попробуем спрогнозировать, а что поддержат депутаты? В России про борьбу с алкоголем вспоминают, когда победить больше некого.
1. Установить единую ставку акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, перенос уплаты суммы акциза на спирт, предоплату суммы акциза покупателем спирта или предоставление банковской гарантии с отсрочкой платежа на срок не более 6 месяцев.
Это, пожалуй, поддержат. Раз ничего не сказано о самой ставке, то сохраняется прежняя программа роста ставки на 10% в год. То есть, в 2010 г. будем платить (все) исходя из 210 руб. за 1 литр чистого спирта (0,21 руб. – 1 г чистого спирта в любом продукте). С бутылки водки и коньяка – 42 руб. (минимальная цена легальной бутылки не ниже 100 рублей); с бутылки сухого вина и шампанского – в бутылке вина 80 г. спирта – около 17 руб. (сегодня менее 2 рублей); в баночке САН 0,33 л - 25 г. спирта – 5,25 руб. (сегодня 3 руб.); в бутылке пива крепостью 5% (как мы поняли из этого документа, пиво – пока не алкогольный, но спиртосодержащий продукт) – тоже 25 г. (то есть, акциз как в баночке САН)- 5,25 руб. (сегодня – около 1,3 руб.). Фактически без введения роста ставки акциза на 190% фактом введения единой ставки рост осуществится на 304%.
Все равно - все это часть монетарной политики в борьбе с алкоголизацией. Вырастет минимальная цена бутылки водки на 10 рублей; бутылки вина – на 25 (то есть, сегодняшнее вино, которое уже можно пить – от 100 – 110 рублей за бутылку- станет стоить на уровне 130- 135 руб.; а при такой цене, если раньше выбор делался в пользу российского вина, вновь возрастут шансы молдавского вина вернуть себе наш рынок). Минимальная цена бутылки пива подойдет к 30 руб. (чтобы уровнять ее с "пепси-колами" и "кока-колами").
Желание раз и навсегда уровнять весь алкоголь – исполнится. Если депутаты к этому времени не поймут, что водка и вино продукты разные. И отношение к ним должно быть различным. В новой ситуации не может не возникнуть дополнительный стимул для производства нелегального вина. И, по большому счету, это похороны идеи формирования в России хотя бы умеренно- северной структуры потребления алкоголя (как в скандинавских странах: 8 л крепкого алкоголя на 14 л вина в год на душу населения; у нас пока 13,5 л на 7 л – с учетом шампанского и игристого- как раз наоборот).
В общем, это только начало реформы (начало славных дел- с чего-то надо начинать). Предыдущая реформа по 102 закону шла 4 года. Результаты на морде лица рынка. Надо отметить, что новая реформа готовится гораздо осмысленнее (и это уже немало). Какими мерами дополнят реформу через пару лет – пока сказать сложно.
Соотношение легального и нелегального рынков в данном случае отступает на второй план. Как получится, так получится. Упорядочивается работа легального рынка в надежде на то, что когда-нибудь легальный и нелегальный сегменты вновь придут к оптимальному для России соотношению исходя из уровня социально – экономического развития.
2. Установить порядок возмещения акциза, уплаченного за приобретенный спирт и использованный для производства лекарственных препаратов, внесенных в реестр.
Очень хорошая мера; удивительно, что за столько лет этот порядок "не был установлен". Чиновники считают, что спирт воруют на стадии передачи производителям лекарств и т.д. И передают его производителям водки. Но спирт воруют на стадии его производства. Еще раз приведем данные: в России по нашим расчетам на продукцию, с применением этилового ректификованного спирта из пищевого сырья нелбходимо около 90 млн дал спирта, а производят по госстатистике в последние годы не более 55 млн дал. Легального спирта производят (а не передают в отрасль) лишь для производства легальной водки и ЛВИ и все.
3. Ограничить розничную продажу алкогольной продукции в зависимости от места, времени продажи и возраста покупателя. Установить типовые правила и условия розничной продажи алкоголя. Установить единый порядок лицензирования и предоставления деклараций о розничной продаже алкоголя. Наделить уполномоченный орган исполнительной власти правом аннулирования лицензии во внесудебном порядке за нарушение правил и условий розничной продажи алкоголя.
Даже комментировать не будем. Ограничение по месту, времени, возрасту, беременности и т.д. коснется всех потребителей. Пострадают малопьющие. Ничего страшного; народ привыкнет создавать дома культурные алкогольные бары. Водку в поезд будут покупать заранее. А вообще-то транспорт бы вообще желательно освободить от алкоголя. Хорош и единый порядок декларирования. Возможно, он как-то постепенно заменит ЕГАИС. Кстати, подозрительно – в пунктах решения нет про нее ни слова. Очень важна возможность аннулирования лицензии во внесудебном порядке. Но как только все это начинаешь проецировать на нашу жизнь, то появляется масса возможностей для злоупотреблений чиновников. По крайней мере, за продажу алкоголя детям лицензии будут отбирать.
Куда –то исчезло даже упоминание о минимальной розничной цене. Опять антиалкогольщики скажут, что это дело рук водочных лоббистов. Может быть, она внесена в "типовые правила и условия розничной торговли"? Видимо, помешал здравый смысл и понимание того, что обеспечить выполнение этого пункта нашей государственной системе не под силу (мы не злорадствуем, а констатируем). В этом случае абсолютно ясно, что Правительство ни в каком виде не поддержит идеи госмонополий г. Миронова.
Лишь бы вновь не дошли до розничного абсурда 102 закона, когда уничтожили сельскую торговлю легальным алкоголем.
4. Внести изменения в правила маркировки алкогольной продукции, а также ввести более совершенные федеральные специальные марки.
"Алкогольная филателия" - это любимое занятие чиновников (как федеральных, так и региональных). Лучшим вариантом было бы возвращение старой "Г"-образной (хотя они всегда г-образные). А вот в плане правил маркировки хотелось бы внести одно очень маленькое предложение- читаемость нанесенной на этикетку и контрэтикетку информации. На значительно части продукции текст нанесен такими маленькими буквами, что даже человеку с нормальным зрением нужна лупа. А всегда хочется посмотреть – а где произведен тот или иной шедевр.
Марки все равно будут подделывать. Поэтому не лишена была смысла идея московских властей обеспечить каждую розничную торговую специальным типовым прибором для определения подлинности марки (если это надо); но магазин и так всегда знает – что он продает. А иначе что это за "закупщик" в магазине?
5. Сформировать единый реестр мощностей по производству этилового спирта. Установить нормы минимального использования производственных мощностей как одного из условий получения лицензии на производство спирта и алкоголя.
Почему-то нам кажется, что такой реестр и так существует в Минсельхозе. Пусть будет теперь в Росалкоголе. А вот нормы минимального использования на уровне обеспечения минимальной рентабельности предприятия – будет очень интересным вопросом. Конечно, это заставит уж совсем зарвавшихся производителей выйти хотя бы на минимальный уровень легального производства.
Напомним одну нашу недавнюю таблицу (Таблица 1): количество предприятий в отрасли, доля которых хотя бы превышает 0,1% объема российского производства. Если даже такой объем взять пока за основу, то: в январе – мае 2009 из отчитавшихся 123 производителей спирта таковых всего 72; из 275 водочников – 142; из 102 коньячников – 58; из 209 лицензированных производителей вина – 98; из 38 шампанистов- 29. В то же время- а кто сможет даже в этом случае не позволить работать предприятию в убыток (как уже несколько лет работает тот же "НЗШВ").
Таблица 1. Распределение количества производителей основных видов алкогольной продукции, занимающих по итогам января- мая 2009 г. более 0,1% своего профильного рынка, по темпам роста-спада производства.
Баланс легального и нелегального производства должен быть не только в государстве и отрасли в целом, но и на каждом отдельно взятом предприятии. Что может быть в случае выпуска малого объема продукции на какой-то конкретной линии розлива, если эта продукция является ассортиментной (дополнительной); например, выпуск вермута на водочном предприятии или выпуск водки на винзаводе. Это если будут оценивать мощности по каждому виду производства и сравнивать с объемом. А может, будут складывать все мощности и сравнивать с валом продукции. Посмотрим во что это выльется.
6. Усилить уголовную и административную ответственность за нарушения в сфере производства и оборота
(включая розничную продажу) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Просто отлично. Но мы бы предложили выделить в отдельный пункт помощь чиновников в организации нелегального рынка в России. Чтобы не прятать это в раздел коррупции и другие статьи. А прямо статью в УК – за пособничество государственных служащих в организации нелегального рынка. Очень будет полезная статья.
7. Ввести лицензирование перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции.
Можно и отлицензировать.
8. Образовать правительственную комиссию РФ по регулированию алкогольного рынка под председательством В. Зубкова.
А вот это очень важный пункт. Появился реальный ответственный за алкогольный рынок России в ранге вице- премьера. По всей видимости, под его началом будет и антиалкогольная компания. Эта комиссия заменит совещания у Премьер- Министра. Кроме того, она необходима для поддержки формирующегося Росалкоголя. Тем более, что на совещании в решениях нет ни слова про "усиление роли регионов" в алкогольной политике (как прости давно уже Лужков). Центр ее формирования хотят сохранить в "федеральном центре", не размывая будущих функций Рослакоголя. Как это будет сделано, пока неясно. Ведь очевидно, что создание службы временно застопорится на этапе создания алкогольных органов в федеральных округах. И новая интрига- а что будут делать в результате регионы, которые попытаются даже федеральные алкогольные заводы получить в региональную собственность в 2010 г. В том числе и для поддержки будущей борьбы Росалкоголя с региональными администрациями создана эта комиссия.
Любите цифру- мать вашу!
Столько всяких интересных вещей. Например, опрос ВЦИОМ. Так, "65 % опрошенных респондентов голосуют за то, чтобы развернуть в стране очередную борьбу с алкоголизмом и другими вредными привычками. Самые ярые поклонницы антиалкогольной кампании — женщины. Их 71%. Социологи сделали еще один вывод: чаще всего против алкоголя выступают обеспеченные люди. Среди самых популярных мер, которые поддерживает общественность, — запрет рекламы любого вида алкоголя и продажи его молодежи, а также активная пропаганда трезвого образа жизни. Вовсе отказаться от покупки алкоголя в магазинах готово только 10% россиян". Про доверие к результатам не будем; репрезентативность всех этих опросов нулевая (опрос 2 000 или даже 10 000 человек в нашей великой стране ничего не дает- слишком велика дифференциация населения, а все эти методики опросов годятся только для развитого западного общества). А вот самый интересный последний показатель даже в этой выборке – всего 10% готовы отказаться от алкоголя. То есть, даже в этой группе таковых набралось с учетом поддержки борьбы с алкоголизмом в 65% опрошенных всего 10%. С таким народом антиалкогольную кашу не сваришь. Так, что алкогольная отрасль без работы не останется. Что подтверждает наше убеждение: 75% взрослого населения России от алкоголя не откажется.
Мы раньше считали, что все в России должны знать ФСБ и Счетная Палата (во времена Ильфа, Петрова и Остапа Бендера все знал еще и Госстат). Игра цифрами и числами – любимое занятие депутатов и чиновников. Правда, даже Кудрина уже урезонили (с цифрами прогнозов надо быть осторожнее). Высказал (не первым) свою мысль и М. Степаншин: "Введение госмонополии на оборот спирта поможет заблокировать поступление на рынок "левой" водки и увеличить доходы бюджета". Уж кому, как не ему знать истинное положение вещей в России после целого ряда серьезных государственных постов. Блуд на тему цифр следующий: "Доля нелегальной водки на российском рынке составляет от 30 до 50 %, это порядка 70 млрд рублей, которые недополучает бюджет РФ. В настоящий момент доля поступлений в бюджет от алкогольной отрасли составляет 1%, госмонополия на спирт позволит увеличить ее на 8−10%". Как всегда, считаем. Чтобы доля доходов в бюджет выросла до 10%, она по прежним меркам должна быть под 1 трлн рублей в год. По нынешним временам, если бюджет урежется на 30%, то не менее 700 000 000 000 рублей. То есть, в 10 раз больше, чем было в 2007 или 2008 г.г. Даже если увеличить акциз на 30% на алкоголь ввести единую ставку акцизу на все алкогольное; даже если пиво вырастет в своем акцизе на 190% и даст в бюджет в 2010 г. 60 млрд руб., то не набрать и близкую сумму. Есть только один вариант такого сбора денег- введение полной госмонополии на алкоголь. Но легче от этого не станет: нынешняя госсистема все эти деньги потратит на саму систему. Доход будет, а прибыли нет. Даже акцизы уйдут на содержание системы госмонополии. Цифры, как и деньги, счет любят.
Хочется еще раз акцентировать внимание на кратких итогах января – июля в производстве алкоголя в России. Пока еще неопределенность алкогольного регулирования нас государством свою губительную роль на рынке сыграть не успела. Итак, легальное производство водки начинает постепенно восстанавливаться. Реверанс в сторону власти, которая нас стала лучше контролировать, мы уже сделали. Поэтому- главное, конечно, в этой ситуации то, что легальная водка стала теснить прочий легальный алкоголь (за исключением коньяка). Причем, начала она это делать уже в июне. Спад по итогам июля уже всего (-4,2%), а по итогам 7 месяцев – уже не 18%-20%, а всего (-15,7%). На сколько легальная водка в целом вытеснит прочий легальный алкоголь по итогам года – пока сказать трудно, но по идее ее "рост" может дойти до (-10% или -12%). Это идеальный вариант для всех. В случае ее большего "роста" (до -5% или до уровня 2008 г.) можно будет точно сказать, что водка заместила очень приличный объем производства низко алкогольной продукции в России в 2009 г. По нашим расчетам, объем легального рынка водки в 2007 г., будучи равным 130 млн дал, был равен суммарному объему рынка нелегальной водки и суррогатов водки. До июня падение легального рынка алкоголя было более менее пропорциональным и логичным (не очень логичен только рост потребления коньяка). Почти полгода формировалась новая переходная структура потребления алкоголя.
Коньяк продолжает расти. Но это не столь важный сегмент в нашей структуре алкоголя: весь рынок – около 130 млн л в год; минус импорт в 2009 г. – около 10 млн л. Уже начинается стабилизация рынка (производство + объем) на уровне 2008 г. Ну, прирастет производство на 20 млн л в 2009 г. При почти 2 000 000 000 л водки – он просто теряется. Он интересен только операторам рынка из-за его высокой маржинальности. А с точки зрения его объема в структуре потребления роль его незначительна.
У нас в России ушла ровно половина объема рынка виски, рома, джина, текилы и абсента. Будем считать, что его частично заместила премиальная водка и российский дорогой коньяк. А что замещает дешевый коньяк на нашем рынке (до 200 руб.) – сказать сложно (видимо, маленький сегментик в секторе недорогой водки). Пусть даже такого коньяка 10-15 млн л, этот объем тоже погоды на водочном рынке не делает.
Вино виноградное после некоторого двухмесячного триумфа вновь ушло вниз. Легальное производство снизилось в июле на 13,7%. Это нормальный и прогнозируемый нами еще год назад кризисный спад (в пределах 15%). Итоговый спад по 7 месяцам- (-7,1%). Мы предполагаем, что на виноградное вино ведется наступление с двух и более сторон: во-первых, водка начинает в легальном сегменте "душить" легальное вино; также – может быть, свою небольшую лепту вносит и дешевый коньяк; во-вторых, начался некоторый рост шампанских и игристых вин (до того был стабильный спад на 20%). Нам могут возразить специалисты из "СПИ", что это их заслуга, так как какой-то порядок с "Советским" навели. Но рост обеспечили и бывшие производители (тот же "Исток"), которые еще отстают от показателей прошлого года, но прогрессируют. Поэтому, по нашему, мнению начался второй этап частичного замещения тихих вин шампанским и игристым продуктом, который мы уже наблюдали в 2006 – 2007 г.г. Посмотрим, что будет дальше. Оптимальным был бы спад потребления в кризис и тихих и игривых вин на 15% каждого вида; но вклад импорта в эти сегменты различен. Поэтому спад производства тихих при спаде импорта на 30% нужен не более 10%; а спад производства шампанских и игристых при падении объема импорта на 20% – на уровне тоже примерно (-10%). Хотя деньги потребителя расставят все по своим местам.
Плодовые вина (и российские, и импортные) продолжают свой рост. Отдельный разговор – про САН и пиво. Если рынок легального пива упадет по итогам года на 10%, то это в физическом объеме не менее 1 000 000 000 л. (100 млн дал пива). Этот объем падения больше, чем Россия выпивает вина виноградного и шампанского с игристым вместе взятых за год. Это в 3 раза больше объема рынка САН в 2009 г. Трудно сказать, может ли этот объем заместить нелегальное разливное пиво, вряд ли. Вот в этом падении пива- основной резерв антиалкогольщиков. По идее, должен очень серьезно вырасти сегмент нелегальных портвейнов (там и так 90% объема этого рынка в нелегальном сегменте); но этот продукт должен вырасти (отчасти, вместо пива). Рынок САН рушится на глазах. Он не успел в 2008 г. толком оправиться после кризиса 2007 г. (в 2003- 2006 г.г. объем потребления составлял около 46- 47 млн дал в год; в 2007 г. – около 38-39 млн дал; в 2008 объем потребления составил 42 млн дал). В хороший слабоалкогольный период (июль) производство упало на 25%; а по итогам 7 месяцев – на 17%. Есть вероятность, что по итогам года производство выйдет на 35 млн дал. Были похожие ситуации и на рынке Украины: так, с 2001 г. по 2004 г. рынок САН рос огромными темпами – с 6,03 млн дал до 16,35 млн дал. Затем акцизная революция в 2005 г. (как у нас для САН в 2007) и спад рынка на 35%. И на объеме 11- 11,5 млн дал в год рынок продержался до 2008 г. (в 2008 он вырос на 20%). Так что у нашего рынка САН все еще впереди, если его не приравняют (как обещал Президент) к крепкому алкоголю.
Если весь наш низко алкогольный сегмент приравняют к крепкому алкоголю (тут государству, конечно, виднее), то рынок водки и ЛВИ (прежде всего – нелегальной) получит хорошую дополнительную прибавку в объеме. Как ни крути, а придется государству что-то делать с нелегальным рынком водки (по крайней мере, упорядочить его). Квотирование должно быть не на легальный спирт, а на нелегальную водку. Тогда и порядок будет на алкогольном рынке.
Таблица. Производство основных видов алкоголя в январе- июле 2009 г. в России.
Любят у нас цифры и антиалкгольщики. Они считают, что "ЦИФРРА" оперирует ложными и фальшивыми "цифрами". Мы доказываем с октября прошлого года, что весь мир и Россия в кризис будут пить больше, несмотря на снижение уровня доходов. Лево- радикальные антиалкогольщики доказывают, что в России в кризис стали пить меньше, так как и алкоголь стал дороже, и доходы упали. В 2008 г. мы целый квартал прожили в кризисе. Небольшой типичный для России район Челябинской области – Миасский. "Управление статистики проанализировало данные об употреблении миасцами алкогольной продукции за два последних года. Как оказалось, несмотря на кризис и снижение заработков, в 2008 году жители округа выпили горячительных напитков в пересчете на спирт заметно больше, чем в предыдущем. В 2007 году Миасс немного опередил область по этому показателю: если на каждого жителя Челябинской области (включая младенцев) пришлось по 5,6 л чистого алкоголя, то в Миассе - 5,7 л. В структуре потребления алкогольных напитков бесспорным лидером является водка - ее каждый условный южноуралец употребил 3,1 литра (в пересчете на спирт; 54,4%). На втором месте - виноградные вина - 0,8 л (14%), на третьем - пиво (0,7 л и 12,3%). Миасцы водку уважают еще больше - выпили на каждого жителя по 3,4 л (59,7%). В 2008 году количество выпитого на душу населения в Миасском округе с 5,7 л выросло до 7,1 л. Предпочтения остаются неизменными: водка, вино, пиво". Больше, больше пьют и будут пить в России по мере ухудшения социально – экономического кризиса в государстве и в мире. И нельзя поднимать цены на легальный алкоголь на заоблачный уровень, это не остановит и не сократит потребления, а превратит наш рынок в нелегальный на 70%. Вспомните о 10% готовых отказаться от алкоголя из предыдущего сюжета.
ВОЗ дал цифры за 2007 год, где и как пьют (в чистом алкоголе). За 2008 еще не посчитали. ВОЗ оперирует только легальными данными. Даем оттуда группу лидеров. Поскольку каждая страна признает, что минимум 15% в стране – это нелегальный алкоголь и домашний алкоголь, то добавим эти 15% к каждой стране, а в России укажем наш собственноручно рассчитанный честный результат. Итак, мы не самые худшие. Из вполне цивилизованных стран "выше" нас Люксембург и Ирландия. Но почему они в таком случае живут значительно лучше нас? Может быть, эти страны и их опыт тоже стоит творцам антиалкогольной компании внимательно изучить. А также ситуацию в очень близких к нам по уровню потребления алкоголя Германии и Шотландии. Сдается нам, что не только в алкоголе дело у нас с продолжительностью жизни и чего-то там еще. Данными по немцам вполне могут воспользоваться пивняки и доказать, что немцы живут так хорошо, потому что пьют очень много пива.
Таблица. Среднее потребление алкоголя в 2007 г. в ряде стран- лидеров.
Регионы, вперед!
Волгоград
Волгоградская обладминистрация обратилась в правительство РФ с просьбой о передаче в собственность и управление региона "Волгоградского ЛВЗ", производство которого остановлено с 2008 года. Это первый завод, который власти решили реанимировать после годового простоя местных ЛВЗ. Безусловно, что у предприятия есть все шансы вернуться на рынок, поскольку это стимулируется самим правительством для пополнения местных бюджетов доходами от акцизов. Возрождение ЛВЗ может обойтись в 10 млн дол. Областные власти надеются восстановить работу предприятия, чтобы вернуть в регион акцизные сборы на алкогольную продукцию (в 2006 году область собрала с ликероводочных заводов порядка 350-400 млн рублей акцизных сборов). Губернатор региона лично пообещал реструктурировать долги "Волгоградского ЛВЗ" и реализовать на нем инвестпрограмму по дальнейшему его восстановлению. По версии губернатора, на развитие ЛВЗ пойдет часть бюджетных средств.
Как и положено, стоящий завод принадлежит нашему федеральному государству.
По оценке участников рынка, в 2009 году продажи алкоголя в Волгоградской области снизились на 27%-29% к уровню 2008 года. Видимо, это в денежном выражении, так как объемы продаж в л не падали (см. Таблицу ниже). Значит, произошло резкое смещение потребительского спроса в сегмент дешевого алкоголя. Таблица позволяет еще раз посмотреть на проблему- меньше у нас в России пьют в кризис или больше. И захотят ли снизить свое потребление алкоголя граждане?
Таблица. Потребление алкоголя в Волгоградской области в 2008 – 2009 г.г. (1 полугодие; учтенная продукция).
Потребитель перешел на более дешевый продукт, потому что он есть в продаже. Следуя логике антиалкогольщиков, надо это дешевый продукт уничтожить. А далее – выбор за государством.
На сегодня пять основных региональных заводов — производителей крепкого алкоголя (в числе которых "Волгоградский ЛВЗ", ООО "Южная Винно-Коньячная Компания", ПО "Родник") — находятся в простое.
Очень радует тот факт, что просыпается региональная власть и хочет забрать под себя федеральную алкогольную собственность. Но у "Росспиртпрома" есть свои планы в отношении региональных принадлежащих им заводов. Они надеются реализовать свою производственную программу по выпуску федеральных водочных брендов ("Дымка" и т.д.). Парадокс- раньше (до кризиса) эти заводы были никому не нужны (ни федеральной власти; ни региональной – только Красноярск бился с федеральными властями за восстановление производства); а сегодня мы увидим это соревнование. Усиления региональных претензий (различных регионов, где есть федеральная алкогольная собственность) к федеральной алкогольной власти мы ждем к ноябрю. К этому времени уже будет ясно, что замыслит Правительство и депутаты в отношении нашего рынка и бизнеса. И тогда свои интересы и проявят (или не проявят, осознав, что ловить там нечего) более активно и те, и другие.
Ярославль – Воронеж - Украина
Правительство Ярославской области подписало соглашение о сотрудничестве с ОАО "Ликероводочный завод "Ярославский". Рассчитанное на 2009 - 2011 гг. соглашение предусматривает увеличение до 500 млн рублей объема налоговых отчислений и иных регулярных платежей ликероводочного завода в консолидированный бюджет Ярославской области. Предприятие уже перешло на круглосуточный график работы, что позволило создать дополнительно 65 рабочих мест. В значительно степени усиление предприятия произошло за счет уже годичного производства на его мощностях продукции украинской компании "Немирофф". Теперь на заводе начался выпуск и "росспиртпромовской" "Дымки". Администрация отрегулирует областной рынок для завода, а производство продукции по контракту позволит усилить "экспортные" позиции заводы в других регионах России.
В связи с недостатком мощностей на своем "Рузском" заводе компания "Союз-Виктан" договорилась о производстве своего бренда Medoff на мощностях Бутурлиновского ЛВЗ (Воронеж). При этом компания отказалась от импорта этой продукции с Украины. Российское производство компании работает уже третий год более чем успешно на нашем рынке (до этого – процесс становления). Почему на "Бутурлиновском", сказать сложно. Рузский завод (как декларируется) рассчитан на 5 млн дал (рассчитана ли на это логистика- трудно сказать); в 2009 г. он произведет не более 3,7 млн дал продукции. "Медофф" добавил бы еще 500- 700 дал. Но им виднее, смотрят в перспективу.
Мы очень ждем августовских и сентябрьских показателей производства водки в Украине. С 1 июля там водочный акциз подняли более чем в полтора раза — с 21,5 (86 руб.) до 34 (136 руб.) гривен за 1 л 100-процентного этилового спирта. В августе должен быть спад производства за счет запасов мая и июня (со старым акцизом), а в сентябре- октябре получим чистый результат падения (или роста) рынка. Скорей всего рынок легальной водки там должен упасть ощутимее, чем в России. У нас к украинской водке в целом отношение очень хорошее.
Кроме того, "натягиваются" политические отношения между лидерами. Мы не направили туда своего посла. Наши до сих пор не сделали выводы по молдавским событиям. И не понимают, что нагнетают тем самым и антироссийские настроения. В Украине не будет пророссийского Президента. А потому в любой момент можно ждать введения "дополнительных пошлин" в отношениях с Украиной на ее алкоголь. И по идее мудрые владельцы должны постараться максимально перевести производство своей продукции для нашего рынка в Россию. Российским заводам, розлив на которых будет производиться до окончания строительства украинцами своих заводов, это может дать не менее 4 млн дал в год дополнительно в 2010 г. относительно 2008 г.
Архив новостей