AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 3442 / 10 032 097
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


31.08.2009 09.36

Лао Цзы и теория вероятностей - о российских акцизах на алкоголь


Есть такой термин: "математическое ожидание". И означает он понятие среднего значения случайной величины в теории вероятностей. Задается математическое ожидание интегралом Лебега - Стилтьеса:

.

…Так вот - зачем все это я привожу эту формулу? Отвечаю – а ни зачем! Потому что не жили француз Анри Леон Лебег и голландец Томас Иоаннес Стилтьес в России. И не знали, что у российской случайной величины среднего значения нет!

Не верите? А зря…

Со следующего года правительство проиндексирует ставки налогов, которые поступают в региональные и местные бюджеты - заявил первый вице-премьер Виктор Зубков. Из-за кризиса в 2010 году федеральная казна не сможет оказывать бюджетам республик, краев и областей такую помощь, как раньше. Чтобы поддержать их, и будет увеличен ряд налогов в частности, акцизы на вино, слабоалкогольные напитки (с содержанием спирта до 9%), пиво, а также нефтепродукты.

Ну, с нефтепродуктами и так все ясно – бензин в России если и дешевеет, то только на чуть-чуть и на короткое время. И то – по ОЧЕНЬ грозному окрику из Кремля.

А вот с акцизами на алкоголь стоит разобраться…

Итак, чего ждать в новом году производителям напитков? Наиболее серьезно в проекте Минфина выросли акцизы на пиво. Он будет увеличен в три раза — с нынешних 3 руб. до 9 руб. за литр в 2010 году. В 2011 и 2012 годах он будет проиндексирован до 10 и 12 руб. соответственно.

Слабоалкогольные напитки - акцизы на САН (сейчас 121 руб. за литр безводного спирта) в 2010 году Минфин предлагает установить в размере 158 руб., в 2011-м — 190 руб. вместо ранее запланированных 133 и 146 руб. соответственно. На 2012 год они запланированы в размере 230 руб.

На натуральные вина в 2010 году акциз планируется поднять с 2,9 до 3,5 руб. за литр (сейчас 2,6 руб.), в 2011-м — с 3,2 до 4,8 руб., в 2012 — 6 руб.

Акциз на игристые вина в 2010 году будет увеличен с планируемых 11,6 до 14 руб. за литр, в 2011 году - с 12,7 до 18 руб. И в 2012 году — 22 руб. Сейчас производители игристого вина платят 10,5 руб. за литр.

Для алкогольных напитков крепостью свыше 9%, (сюда входят крепкие алкогольные напитки и крепленые вина) Минфин не стал менять ранее установленные индексы ставок. Сейчас это - 191 руб. за литр безводного спирта. В 2010 году - 210 руб. В 2011 году - до 231 руб. На 2012 год ставка на крепкий алкоголь соствит 254 руб.

Если на время отвлечься от цифр – и посмотреть на "акцизную стратегию" Минфина, то мы увидим дифференцированный акциз на разные категории спиртосодержащих напитков. А ведь 23 июля на совещании у премьер-министра Владимира Путина было одобрено введение единого акциза на весь алкоголь, за исключением вина и шампанского.

Итак – какими будут акцизы на алкогольные напитки и пиво, сказать никто не может. И "математическое ожидание" этих цифр задать интегралом Лебега-Стилтьеса тоже не выйдет - что хорошо для теории относительности, к российским налогам и сборам никак не подходит.

Например, как можно просчитать ответ на вопрос - кто главнее в государстве? Минфин или премьер-министр? Похоже, что Минфин. Или я ошибаюсь? Нет ответа…

Или вопрос – откуда взялись сегодняшние базовые ставки, от которых "пляшет" Минфин? Отвечу – с потолка. И с него, родимого, минфиновцы, скорее всего, и отталкиваются при расчетах повышения акцизов.

Мне всегда казалось, что налоговая политика – это инструмент защиты населения. Люди платят налоги (кстати, портал alcohole.ru, как и его сотрудники, их платит исправно) – а государство на эти деньги их защищает. Причем не только государственную границу и пенсионеров, но и остальное население – в частности, бизнес. Который, в свою очередь, дает работу, а значит, средства к существованию, значительной части населения.

Отсюда следует, что налоговая политика – это сложнейшая система, в которой приходится постоянно учитывать многочисленные изменения ситуации. А что мы видим? Налоги для алкогольной и пивоваренной промышленности определяются по принципу, заявленному в анекдоте про кошку, утонувшую в водке – ее выжимают, как белье, чтобы получить еще полстакана.

Понятно, что налоговую стратегию в области алкоголя необходимо строить на основе долгосрочной "алкогольной" политики государства. Но такой политики в России не существует. Удивительно, но государство в лице правительства и законодателей даже не задумываются над ней! При определении размера налогов, как мне кажется, сегодня власть использует странное сочетание крайнего романтизма и крайнего сиюминутного прагматизма – как в революцию 1917 года.

Есть высокая романтическая идея – одним махом побороть пьянство и алкоголизм в России. И осуществляется она крайне прагматично – задушить отрасль налогами. Причем свою, российскую, поскольку до иностранцев не добраться – руки коротки.

В итоге и "минфиновский" путь дифференцированного повышения акцизов, и путь введения единого акциза на спирт, предложенный на совещании у В. ВА. Путина, приведут к одному – к развалу отечественной алкогольной отрасли, снижению объемов производства качественных алкогольных напитков и пива. И как результат - потере контроля государства над потреблением алкоголя. То есть росту смертности от пьянства и алкоголизма.

В общем, с чем боролись – на то и напоролись (поговорку сам придумал – поправлять не надо)…

Заметьте – я не предлагаю вообще отменить акцизы на спирт! Предлагаю рассчитывать их, исходя из объективной ситуации. То есть – из сегодняшнего размера заработка населения. Акциз должен держать цену за бутылку водки на пределе покупательной способности. На пределе - а не за ним! А сегодняшняя минимальная цена 80-100 рублей становится неподъемной для среднего жителя России.

Повышение акциза на пиво – вообще неразумный шаг. Известно, что пиво вытесняет крепкий алкоголь и крепленые вина. Сегодня многие помнят, что в 70-80-е годы молодежь пила крепленые "вина" типа портвейна "Три топора" или "Бiле Мiцне" - потому что пива просто не было. И если пиво станет недоступным – народ вернется к такому вот "вину" и спиртосодержащим жидкостям. Ситуацию с алкоголизмом, как понимаете, это явно не улучшит…

Кстати, пиво пьют в Германии, Чехии – причем гораздо больше, чем в России. И как-то живут очень неплохо, причем с пивным алкоголизмом проблем нет. А что это значит? Что повальное пьянство и угроза повального алкоголизма в России – в общем-то миф. Проблема, конечно, есть. Но надо над ней работать – долго, упорно, занудно, а не кричать: "Караул! Погибаем!". Надо повышать благосостояние людей, надо давать им надежду. Надо учить их потреблять алкоголь – как ни странно, подавляющее число россиян этого не умеет делать.

Так что борьба с пьянством и алкоголизмом в России – это не тупое повышение акцизов. Тем более, что проблем пьянства оно не решит - и поступлений в бюджет это не увеличит. А скорее всего, сократит – самогон не кофе, который в России не растет, и не нефть, которую в огороде не добудешь. А вот скороварки продаются свободно, как и дрожжи с сахаром…

А теперь – о том, как реагируют на "телодвижения" правительства сами производители.

Наиболее выдержанно и интеллигентно высказался PR-директор ГК "Русский алкоголь" Александр Коровка: "То, что Минфин не стал менять ранее утвержденные ставки на крепкий алкоголь, показывает, что ведомство хотя и частично, но прислушалось к участникам рынка, которые выступали за снижение акцизов на эту категорию продуктов. Рост акцизов удорожает конечный продукт, делая его менее доступным для потребителя, что влечет к дальнейшему росту теневого рынка и сокращению поступлений акцизов в бюджет. Думаю, что решение поднять акцизы сверх прежних планов на САН также не будет способствовать большей наполняемости бюджета".

Пивовары, как всегда, спохватились поздно. Их давно предупреждали (причем не только портал alcohole.ru) , что надо предпринимать упреждающие шаги в борьбе со сторонниками "абсолютной трезвости". А они отмалчивались. И в результате – начали шевелиться только тогда, когда правительство объявило о трехкратном увеличении акцизов на пиво. Причем это "шевеление", в общем-то, не имеет единого плана – и очень похоже на "Спасайся, кто может!".

Например, компания "Балтика" совместно с новосибирским стекольным заводом "Экран" и нижегородским пивоваренным заводом "Лысковский" инициировала несколько открытых писем к Председателю Правительства РФ В.В.Путину, выразив свое отрицательное мнение на планируемое повышение акцизов на пиво с 2010 года.

С полным текстом открытых писем можно ознакомиться в газете "Известия" от 27.08.09. Если опустить подробности, во всех этих письмах говорятся правильные вещи – о снижении налоговых поступлений, росте безработицы, неразумности принимаемых решений в стратегическом плане для страны и много еще чего правильного и полезного.

Но у меня возникает вопрос – а почему компании "бьют по хвостам", вместо того, чтобы упреждать ситуацию? И благо, что вообще "Балтика" начала хоть какую-то кампанию. Остальных крупных производителей пива вообще не слышно…

Понятно, что многие вопросы налогообложения решаются в кабинетах, а не на страницах прессы – так, собственно, и должно быть. Но заниматься только "кабинетным решением проблем" не получается. "Борцы с алкоголем" затеяли большую кампанию, не думая о последствиях. Они искренни и полны благих намерений – а куда ведет дорога, выстланная этими самыми благими намерениями, мы все знаем.

Но вот противопоставить что-либо "борцам" - нечего. Производители алкогольных напитков и пива увлеклись решением насущных проблем. А надо бы – о перспективах.

Конфуций говорил: "Благородный муж думает о сложном. Низкий человек думает о том, что выгодно"…

…А правительству стоит помнить высказывание другого китайского мудреца - Лао Цзы: "Когда в Поднебесной много запретов, народ беднеет".


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |