AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 4756 / 9 117 713
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


16.10.2009 11.48

Топы, топы…


Очень интересный материал дали "Коммерсантъ" и "Бизнес-Аналитика" по поводу крупнейших производителей водки России. Как сказано в материале, "кризис не помешал крупнейшим российским водочным компаниям упрочить свои позиции: теперь топ-10 производителей контролирует более половины рынка (50,5% по итогам первого полугодия против 49,9% год назад). Впрочем, улучшить докризисные темпы развития удалось лишь лидеру рынка холдингу "Русский Алкоголь", на долю которого приходится 15,6% рынка". Рейтинг учитывает только стоимостную долю водочной продукции компании на рынке.

По  рейтингу "Бизнес- Аналитики" крупнейших производителей водки в первом полугодии 2009 года  лидером рынка по-прежнему остается "Русский Алкоголь, причем его доля больше, чем доли занимающих второе и третье места компаний "Синергия" и "Винэксим", вместе взятых: 15,6% против 7,2% и 5,1% соответственно (см. таблицу 1, левую часть). Судя по данным БА, "Русский Алкоголь" стал единственной компанией, которая в кризис показала даже лучшие результаты, чем в первой половине 2008 года. Остальные компании, активно развивающиеся до кризиса, по данным "БА" в 2009 году снизили темпы, а некоторые даже потеряли позиции по сравнению с 2007 годом. Например, "Московский завод "Кристалл"  снизил долю с 4% в первом полугодии 2008 года до 3,9% в первом полугодии 2009-го, "Алкогольные заводы "Гросс" упали до 2,9%, Самое значительное падение - у холдинга "Веда", еще в конце 2008 года остановившего производство.

Наши эксперты  в статье "Коммерсанта" прокомментировали ситуацию таким образом, что  "до кризиса рыночная доля компании и ее брендов была основным критерием инвестиционной привлекательности, поэтому участники рынка могли тратить на развитие продаж больше, чем зарабатывали;  но в кризис поддерживать виртуальную капитализацию, не имея потенциального инвестора, слишком дорого и опасно". Глава "БА" А. Стерлин уверен в том, что "несмотря на снижение доли отдельных производителей, консолидация рынка продолжится; большинство федеральных брендов относится к среднеценовому (от 115 руб. за 0,5 л) или субпремиальному (от 135 руб.) сегментам, а их доля, по данным БА, растет даже в кризис (на 0,6 п. п. и 0,2 п. п. соответственно). Падение же продаж  наиболее явно в незначительном по объему премиальном (от 245 руб.) сегменте и нише "экономводки" (до 115 руб.). Потребители последней настолько чувствительны к цене, что переключились на супердешевый региональный или нелегальный алкоголь".

Мы бы хотели дополнить данный анализ и своими данными. Мы согласны с тем, что растет доля сренднеценовой водки  на рынке, но при этом объемное падение сегмента, по нашему мнению,  также очевидно. Доля растет прежде всего за счет падения объема сегмента легальной водки в целом- только представьте  уровень этого падения (в 2007 г. легальной водки и ЛВИ – 130 млн дал, а в 2009 будет не более 105 млн дал). В этой ситуации большой роли сегмент премиальной водки не играет: было около 2,5 – 2,7 млн дал, в этом году пусть будет около 2,0 – 2,2 млн дал. Несущественно. А вот среднеценовой сегмент упал, по нашим прикидкам, не менее  чем на 15% в физическом объеме. И получается, что эконом – сегмент водки до 110- 115 руб. (это градация "БА") потеряет по итогам 2007- 2009  не менее 20 млн дал продукции. И это даже без учета супердешевого регионального алкоголя. Этот объем мог заместить только нелегальный и суррогатный алкоголь. Мы сознательно акцентируем внимание на этом моменте, отмеченном  в публикации  "Бизнес- Аналитики".

Единственное, нам хотелось бы отметить, что мы обычно консолидацию рынка рассматривали в двух направлениях: консолидация производства в руках  компании путем покупки новых активов и консолидация рынка путем расширения присутствия своих брендов. Мы считаем, что слияния компаний в ближайшее время не ожидается (или серьезные сделки по приобретению новых активов), а вот война на рынке брендов только начинается с новой силой.

Опубликованная Таблица содержит и компании, состоящие из групп заводов, и отдельные заводы, и компании, которые не занимаются производством, а являются  владельцами  брендов и дистрибьюторами, и компании – совладельцы производства и владельцы брендов.  И поэтому мы данную таблицу  дополнили правой частью -  Доля физического объема рынка (по данным "ЦИФРРА") (Таблица 1). Мы считаем, что было бы логично дополнить эту таблицу рядом компаний. Прежде всего – объемным лидером (физического объема) рынка нынешним и, вполне возможно, будущим более ярок выраженным – "Росспиртпромом" ("РСП"). Его доля и сегодня выше других компаний. Ну, а уж если здесь присутствует  "Веда" с высоким показателем доли рынка (для нее в 2009 г.) в 2% и "Гросс", то  доля даже недорогой продукции "РСП" явно больше.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в 1 полугодии 2007 г. "Синергия" (5,37%) практически догоняла по физическому объему "Русский алкоголь" (7,54%) за счет присоединения активов (экстенсивным путем). И чтобы не говорила сама компания, но если бы не кризис  осени 2008, то консолидация региональных активов в спокойной обстановке могла бы продолжиться и после покупки "Мягкова".

"Незаслуженно" пропущены в Таблице "Татспиртпром" и "Башспирт" (эти компании не являются федеральными, но доминируют на своих рынках), а по финансовым показателям точно превосходят и "Веду" 1 полугодия 2009 (когда продавались остатки ее продукции с прошлого года и небольшие  объемы нового производства) и "Гросс".

Спасибо "Бизнес- Аналитике" за разделение "Московского Кристалла" на 3 производства: своя продукция; продукция "Винэксим" и продукция "Кристалл- Лефортово".

На всякий случай мы вставили в Таблицу и компанию SPI, ее заводы (даже с учетом продажи "Талвиса") продолжают занимать в российском производстве серьезную долю рынка, хотя и работают во многом на западный рынок. И уж точно, кого здесь не хватает, это компании "Русский стандарт". Уж явно, что ее финансовый объем в  1 полугодии 2009 не мог быть ниже "ведовского" (пусть даже в 2008 г. компания продала на внутреннем рынке около 1 млн дал своей водки, а на экспорт отправила 0,7 млн дал; а в 2009 есть некий кризисный спад).

Своими дополнениями мы не вмешиваемся в топовый рейтинг, а просто дополнили Таблицу лидерами физического объема производства по собственным  расчетам. Хотя, у нас есть и вопросы, например, по "Союз-Виктану": компания с 2007 г. практически удвоила объем производства в России (по нашим данным), а при этом ее финансовая доля упала.

Также рынок оповещен об объединении "Русского алкоголя" и "Парламента". Польско-американский холдинг CEDC (хотя, конечно, он американско- польский)  планирует объединить портфели компаний "Русский алкоголь" и "Парламент"; об этом  объявил президент и основатель CEDC Уильям Керри на дистрибуторской конференции в Питере. Конкретных сроков не озвучили, но явно с этим делом  тянуть не станут. Явно, что произойдет это в 2010 г.  Основатель СEDC также пообещал, что в течение двух-трех лет "Русский алкоголь"  запустит собственную марку бренди (а вот это бы откладывать так далеко не стоило- через два года коньячный кураж в России уже схлынет; роста рынка коньяка не будет; это надо делать сейчас), появятся новые водочные бренды (для нас также не очень понятно – какие, в каких сегментах? В Премиум  с новыми брендами лезть бессмысленно. Попытаться  дополнить "Зеленую марку" в этой же ценовой группе еще чем-то- может смысл есть. Тем более, что тот же "РСП" сделал очень серьезных ход – веер брендов по 130, 120 и 110 руб. в рознице. И, по большому счету,  весь веер направлен против "Зеленой марки". Можно заменить или дополнить чем-то старые водочные бренды "Топаза". Кроме того, зачем купила же CEDC и бренд "Урожай" у старых владельцев. Может, и новый виток "Урожая" увидим).

Холдинг также будет заниматься продажей импортных напитков, в том числе вина. В этом случае речь может идти о тех глобальных брендах, продажами которых CEDC занимается на родном для себя польском рынке,— виски Grant`s, Jim Beam, коньяка Remy Martin, вермута Cinzano и др. Так что, получим еще одного федерального дистрибьютора элитного алкоголя в России.

Не произошло и чуда в Сибири. Учредители банкротят "Формулу". Один из наиболее интересных  дистрибьюторских проектов докризисного периода в России. Они начали одновременно с "Синергией". Для нас это были два самых  знаковых проекта: один в производстве, второй в дистрибьюции. Оба проекта пришли из регионов, что особенно важно для России.  Оборот компании в 2008 г. достиг 3,6 млрд руб. Согласно материалам московского арбитражного суда, ООО "Бакарди Рус" добивается взыскания с новосибирского филиала "Формулы"  249,5 млн руб., "Уайтхолл-Центр" в августе подал восемь исков на сумму свыше 243 млн руб. Дистрибьюторский Холдинг проработал всего 3 года (с 2005 г.). Если б не кризис…

Кризис нанес удар по "Омеге" (компания постепенно восстанавливается), по "Формуле". Можно ли ожидать межрегионального укрупнения дистрибьюторов в будущем на собственные деньги? Как повлияет закон о розничной торговле с ограничением доминирования  ритейла в региона  на развитие дистрибьюции? Вот об этом и поговорим на всероссийском форуме в Питере 19-20 октября.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |