Возрождение ГРОССА
Итак, мы наблюдаем очередной ренессанс Гросса. "Компания "Алкогольные заводы Гросс" (АЗГ), желая сэкономить на логистике, решила начать розлив своих марок на контрактной основе. Осенью АЗГ начнет выпуск водки "Славянская" на мощностях ЗАО "Туласпирт". Там же компания планирует разливать марку "Буфетная традиция". Еще в начале года производитель собирался исключить ее из своего портфеля, однако в результате было решено перевести ее из субпремиального в эконом-сегмент — до 100 руб. за 0,5 л. В АЗГ не исключают, что кроме "Туласпирт" контрактный розлив в будущем может быть организован на Дальнем Востоке". Вот такая информация. Был первый алкогольный "Гросс-1". Колосс тогда рухнул после строительства крупнейшего склада – логистического центра. Был второй "ГРОСС", который состоял из 3 заводов и входил в число лидеров по производству водки и ЛВИ в России еще в 2008 г. (доля объема производства водки и ЛВИ Ульяновского "Кристалла" в 1 квартале 2008 г. составила – 2,95% от объема российского производства; в 1 полугодии – около 4%; в январе- сентябре – 2,7%; по итогам 2008 г. – 1,97% и спад объема производства относительно 2007 г. на 42%). Затем и вовсе прекратилось производство. Начались переговоры с банками и кредиторами и т.д.
Параллельно схожая процедура шла на площадке другого недавнего лидера – компании "Веда". В результате "Веда" обанкротилась и утратила все, кроме брендов. Как компании удалось их сохранить – это ее секрет. Но "железяки" досталось кредиторам, а бренды (которые, по крайней мере, хоть какой-то заработок владельцам могут обеспечить) остались у прежних владельцев компании. Недавно в своем интервью украинским СМИ владелец "Хортицы" заявил: "Разорился российский алкогольный холдинг "Веда", но все равно не продался. То есть человек принимает решение разориться, но не продаться. Я не могу этого понять. Думаю, психологам стоит детальнее изучить славянский рынок водки". Может, и правда ученым пора изучать нас пристальнее. Но ведь и покупателей и "Веды" не было в 2008 г. Может быть, владелец "Хортицы" имел в виду свое желание приобрести компанию "Веда" до начала строительства "Хортицей" завода в Ленобласти.
В результате всех перипетий "Гроссу-2" удалось выйти из проблем в виде "Гросса -3" в гораздо более привлекательном виде, чем владельцам "Веды". Компания (как Кутузов в 1812 г.) "сдала" активы в Иркутске и Волгограде, но сохранила и бренды, и завод в "Ульяновске". При этом (мы уже писали недавно об этом факте) – нас просто поразило оформление водки "Байкал", которая уже идет с ульяновского завода. Творческая мысль работает. Кстати, также очень разумен перенос "Буфетной традиции" в дешевый сегмент. Ей там и было место с самого начала, и она будет там сегодня одной из лучших по "народному" оформлению.
С 1 квартала 2009 г. на рынке работает "Гросс-3". Мы увидели очередное возрождение "алкогольного феникса". Если по итогам 1 квартала завод занял около 0,5% рынка; то уже по итогам 1 полугодия 2009 – 1,09% объема производства водки в России. Заводу еще наращивать и наращивать мощности. Тем более, что до 4% еще далеко. Но компания принимает решение начать розлив водки по контракту на другом заводе. Аналогичное решение принял совсем недавно один из лидеров нашего производства "Союз-Виктан" (но там явный недостаток мощностей).
"Гросс-2" имел (или создавал) три центра производства: Ульяновск (центр России), Волгоград (юг), Иркутск (Сибирь). "Гросс-3" (по заявлением компании) создает также 3 центра: при сохранении Ульяновска + Тула + в перспективе Дальний Восток. Очень разумно. Более того, опыт "Гросса-2" говорит о том, что далеко не все могут повторить путь "Синергии" (7 заводов в 6 Федеральных округах) или путь "Русского алкоголя" (3 завода: 2 в центральной части России +1 в Сибири). Кто не успел создать такую империю в "тучные" и благоприятные годы (или утратил ее), тот вряд ли сегодня начнет ее воссоздавать в виде собственных активов. На примере "Гросса-3" мы видим новую тенденцию: головной собственный завод с раскрученными брендами + производство этих же (возможны варианты) брендов на других заводах в регионах по контракту (с охватом 1 заводом 1-2 Федеральных округов). Как будут строить в этом случае дистрибьюцию – посмотрим. Жизнь подскажет.
Но ведь есть и еще некоторые аспекты, которые подталкивают "Гросс-3" к поиску производственных площадок. Продолжаются суды по поводу "плохих активов" "Гросса-2". О предыстории и мы, и СМИ писали летом очень подробно. Кредиторы у компании серьезные ("Сбербанк", "Уралсиб" и др.), долги серьезные. В последних числах августа в Арбитражном суде Москвы прошло судебное заседание по иску "Уралсиба" к группе компаний "Заводы Гросс" и ее поручителям на сумму 564,5 миллионов рублей. Суд банк выиграл, но эти деньги надо еще с кого-то взыскать. Банки, как мы понимаем, недовольные превращением "Гросса-2" в "Гросс-3". И они хотели бы видеть ответчиком за долги и "Ульяновский Кристалл". Возможны дальнейшие разбирательства. Поскольку среди кредиторов и государство (в лице "Сбербанка"), то и Ульяновский "Кристалл" вполне может оказаться среди ответчиков. В самом худшем случае завод могут отобрать. И здесь важно- кому достанутся бренды. "Веда" их сохранила- этот вроде бы нематериальный актив. Если бренды останутся у "Гросса-3", то будут работать производственные площадки по контракту. Если отберут и бренды, то тут уж ничего не поделаешь.
Возможен и другой вариант- Ульяновский "Кристалл" начнет своей производственной и коммерческой деятельностью отрабатывать долги "Гросса-2" банкам. Но в любом случае запасные аэродромы готовить надо.
Шопинг Сбербанка?
Прошла информация о том, что "Алкогольная группа "Синергия" обдумывает размещение конвертируемых облигаций на 50 млн. дол. Сейчас это сопоставимо со стоимостью 23% акций компании. Организатором размещения выбран "Ренессанс капитал". По данным Банка Москвы, к концу 2008 г. долги компании составляли 7,1 млрд руб., из них 86% — краткосрочные. Вчера в РТС бумаги компании стоили 15 дол., капитализация составляла 215 млн. дол. Сколько бы сегодня ни стоили акции компании, она продолжает оставаться одной из успешных алкогольных компаний. Сквозь весенние проблемы компания прошла хорошо. Любые акции сегодня – это не более чем фантики для спекуляций на фондовом рынке, который то чуть подрастет, то чуть откатится назад, создавая видимость движения экономики в мире и России. Но мы согласны с мнением ряда организаций о том, что акции компании явно недооценены. Когда компанию оценили в 1 млрд дол, то алкогольный бизнес счел эту цену явно завышенной – на 35%-40%. Сегодня цена явно занижена.
Пусть компания получит свои 50 млн дол. Она найдет, куда их эффективно потратить. Рынка алкогольных активов в России сейчас нет, поскольку нет покупателей. Нет и цен. Можно ли считать ориентиром сегодня цену "Синергии" в 215 млн дол? Можно. Но тогда сколько стоит любой иной алкогольный актив в России не из первой десятки производителей.
Год идет кризис. Минимум полгода идут банкротства разных компаний. Мы ждали, что как-то себя проявит на алкогольном рынке "Сбербанк", которому были должны многие падающие компании. Но этот главный банк России ведет себя очень спокойно. Например, список розничных активов Сбербанка может пополниться одним из крупнейших по выручке региональным ритейлером — калининградской группой "Вестер". ООО "Сбербанк-капитал" договорилось о получении контроля над сетью в обмен на реструктуризацию долгов группы в размере 6 млрд руб. А вот на алкогольном рынке – от "Сбербанка" тишина. Даже с "Гроссом" пока добился каких-то решений не "Сбер", а "Уралсиб". К примеру, "Веда" была должна "Сберу" 755 млн руб. "Веда" обанкрочена и что дальше? Какова судьба железа? Сдадут на металлом? Вроде бы, госбанк должен быть заинтересован в восстановлении производства. А время идет. Даже "ВТБ" без конца рассказывал, что ждет- не дождется момента, чтобы продать кому- нибудь "вроде бы ему принадлежащие" 11 заводов Росспиртпрома. Возникает предположение, что государству и его банкам ничего не надо на алкогольном рынке. Почему производственные мощности "Веды" до сих пор не передали тому же "Росспиртпрому" из одного кармана госкостюма в другой? Или не передали один завод Ленобласти, а второй Мордовии?
И непонятно – усиливаются позиции государства на алкогольном рынке или нет. Сейчас начинается проверка деятельности госкорпораций- детища предыдущего российского Президента. Вряд ли они работают эффективно, ни ничего другого-то все равно нет. А раздать частникам – страшно, да и не для этого собирали. Наверняка, попадет в очередной раз под проверку и "Росспитпром".
Год кризиса заканчивается, а неопределенность на алкогольном рынке только усиливается. И не в плане развития госрегулирования. А в плане формы собственности: частная; государственная (на федеральном или региональном уровне); государственно- частная (в каких-то формах).Нам кажется, что наиболее живучей могла бы стать государственно- частная форма.
В то же время уже в 2010 г. придется решать совсем другие задачи: в связи с тем, что алкогольный рынок наиболее ярко отражает все социально – экономические процессы в государстве и обществе, можно однозначно предполагать, что главной проблемой, с которой столкнутся и Федеральные органы власти, и Росалкоголь, и региональные органы власти, и руководители антиалкогольной компании в ближайшие несколько лет – это будет проблема "допуска" малоимущего населения к алкогольной продукции в необходимом этой группе населения объеме и видам алкоголя. Уже в 2010 г. в этой группе будет не менее 35%- 40% потребителей алкоголя.
Кажется, сегодня самый благоприятный момент для того же "Сбербанка" стать совладельцем по бросовым ценам любой отрасли России – вот она алкогольная. Не хотят. Банк на 100% государственный.
Рядом – государственно- частный банк "ВТБ". Про его потуги в сторону "Росспиртпрома" мы уже указали. НО есть еще более свежие примеры: 7 сентября должно состояться судебное заседание по иску "ВТБ" о признании банкротом "Ост-Алко" по поводу какой-то вроде бы незначительной суммы долга. Информации о том, что конфликт улажен, пока не было. Будет повторение истории с иском "Ливиза" к "Русскому стандарту". "Ливизу" он должен был 30 млн руб., а ему "Ливиз"- в несколько раз больше. "Ливиз" находится под банкротством; и "Русский стандарт" заплатит эти деньги "Ливизу". Короче, "ВТБ" жаждет по чьему-то поручению поживиться "Ост-Алко". Но и это не все. Идет борьба "ВТБ" за признание банкротом нормально работающего завода – "Амурского кристалла". История там длинная, кому интересно- посмотрите сами. Видимо, частная часть придает хищности банку. У него другой характер шопинга.
И до сих пор нет никакой информации о том, что же происходит с алкогольными активами после того, как они попадают в собственность банкам.
Архив новостей