В Министерстве финансов подготовлен проект доклада Владимира Путина на имя Дмитрия Медведева, касающийся предложений по оптимизации работы Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Государство готово не только вернуться к существовавшим вплоть до 2008 года принципам работы ЕГАИС, когда она распространялась на оптовое звено, но и включить в нее розничную продажу алкоголя. Участники рынка, уже потратившие на ЕГАИС $500 млн, уверяют, что это еще больше усилит финансовую нагрузку на отрасль, пишет газета Коммерсантъ.
Подготовленный Минфином проект доклада Владимира Путина на имя Дмитрия Медведева был отправлен в аппарат главы правительства в середине августа. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков подтвердил получение документа, но, по его словам, доклад еще не обсуждался.
Поручение проанализировать эффективность работы ЕГАИС и внести предложения по ее совершенствованию "в целях снижения затрат предпринимателей" было дано президентом Дмитрием Медведевым по итогам прошедшей в конце мая встречи с предпринимателями. Тогда президент подверг резкой критике эффективность ЕГАИС, признав, что система в нынешнем виде не работает.
ЕГАИС была введена 1 января 2006 года для контроля над производством и продажей спиртосодержащей и алкогольной продукции. По оценкам участников рынка, затраты отрасли на закупку оборудования и комплектующих к системе и ее внедрение составили $300-500 млн. Из-за сбоев в работе ЕГАИС в 2006 году общие потери участников алкогольного рынка составили $2,5 млрд - оценка Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА).
В целях повышения эффективности ЕГАИС в докладе предлагается "переориентировать ее на контроль и учет оптовых и розничных продаж", а также "реализовать функции мобильного контроля для подтверждения легальности алкогольной продукции в розничной торговле и общественном транспорте". Помимо этого, выдвигаются следующие предложения: передать ЕГАИС функции по формированию отчетов по остаткам федеральных специальных и акцизных марок и готовой продукции для обеспечения внутреннего контроля в организации; сократить количество электронных вычислительных машин и программно-аппаратных средств, устанавливаемых в организации для обеспечения фиксации информации в ЕГАИС; сократить сроки обработки электронных документов; отменить дублирование отчетов, представляемых на бумажном носителе, информация из которых включается в ЕГАИС (например, отчетов об использовании ранее выданных марок); снизить затраты на получение сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в информационную систему и (или) увеличить срок их действия до трех лет (по данным участников алкогольного рынка, затраты на указанную сертификацию составляют 50-100 тыс. руб., срок действия сертификата составляет один год); снизить затраты на сопровождение программных средств ЕГАИС за счет установления фиксированных наценок и демонополизации данных услуг (сейчас работает один подрядчик - созданный на базе НТЦ "Атлас" ФГУП "ЦентрИнформ").
Первый заместитель гендиректора ОАО "Росспиртпром" Владимир Иванов одобряет идею довести контроль "до полок магазинов". Но технически это будет сделать как минимум сложно, предупреждают участники рынка. Оптовое звено было подключено к ЕГАИС еще в 2006 году, но впоследствии выведено из нее с 2008 года. Из-за невозможности серверов обрабатывать огромное количество транзакций (по оценке ЦИФФРА, в России работает около 2,5 тыс. алкогольных оптовиков и не более 500 производителей) система регулярно давала сбои. То же самое произойдет и в этот раз, уверен совладелец виноторговой компании Simple Максим Каширин. При этом, предупреждает он, левый алкоголь оптовики смогут просто не учитывать, а легальные поставки и так отражаются на этапе производства или импорта. При этом финансовая нагрузка на отрасль возрастет. С 1 июля действие лицензий на программное обеспечение для ЕГАИС, разработанное НТЦ "Атлас", прекращено. Расценки нового разработчика, ГНИИВЦ ФНС России, оказались в 1,5-2 раза выше предыдущих, в среднем это 100 тыс. руб. в месяц для одной компании.
По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Белановского, только в его организации состоит пять-шесть тысяч розничных точек, торгующих алкоголем. Оценка Максима Каширина - 250 тыс. точек, по его словам, даже с помощью переносных мобильных сканеров взять это звено под контроль нереально. Ранее источник в НТЦ "Атлас" говорил, что ФНС было передано всего 1,5 тыс. переносных контрольных устройств. По словам главы ЦИФРРА Вадима Дробиза, более эффективно контролировать розничное звено можно было бы с помощью установления минимальных цен. "Но в правительстве фактически признают необходимость нелегального алкоголя, так как минимальная цена "белой" бутылки составляет примерно 100 руб., что не может себе позволить до 35% населения",- предполагает господин Дробиз.
Архив новостей