Татария
Оборот розничной торговли в РФ в июле с учетом сезонного фактора снизился на 0,2% по сравнению с июнем 2009 года. В рознице сохраняется негативная тенденция, она отражает падение как реальных доходов и зарплаты, так и сокращение потребительского кредитования. Оборот розничной торговли в России в июле 2009 года снизился на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 1,2 триллиона рублей (т.е., каждый россиянин в системе розничной торговли потратил в июле всего 8,45 тыс руб. и на алкоголь не менее 700 руб.). В то же время тот же Росстат дал уровень средней зарплаты в июле 18,9 тыс. руб. Получается, что потратил средний россиянин в рознице лишь 45%, а 55% - на другие нужды. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2009 году спад торговли в России ожидается на уровне 5,8%, при этом во втором полугодии этот показатель снизится на 8,6%. МЭР ждет предновогоднего бума, но он будет явно ниже прошлогоднего. Поэтому спад розничной торговли будет по итогам года не 5,8%, а не ниже 9%-10%.
На фоне всего это в Татарии добились того, что торговые сети Татарстана увеличили долю местных товаров. Так, доля местных товаров в ассортименте крупных сетевых компаний в первом полугодии 2009 года возросла с 38% до 43%, в товарообороте — с 46% до 54%, сообщила пресс-служба Министерства промышленности и торговли Татарстана. В частности, более 70% проданного хлеба и хлебобулочных изделий, картофеля, некоторых овощей, мяса, яиц и молочных продуктов произведены в республике. В Татарстане порядка 10 тыс. предприятий розничной торговли продтоварами, в том числе 25 торговых сетевых операторов.
Добиваются результата разыми методами. Город Набережные Челны. Из городской прессы: "Челнинские торговые точки, неохотно выставляющие на свои полки алкогольные напитки татарстанского производства, будут закрыты. Это пообещал на совещании по взаимодействию предприятий торговли и общественного питания с местными производителями руководитель исполнительного комитета города В. Шайхразиев". Республиканская программа "Покупай татарстанское" и городская программа "Покупай челнинское" постепенно дают результат. Если в прошлом году представительство в магазинах Набережных Челнов продукции местного производства по сравнению с привозными составляло 48%, то сегодня этот показатель дорос до 55% (это не только алкоголь, а в целом). Готовиться к санкциям предложено: ОАО "АкбарсТорг", владеющему торговой сетью "Пятерочка". Эти магазины игнорируют не только татарстанскую водку (ее доля на прилавках магазинов составляет по данным мониторинга, проведенного управлением потребительского рынка и услуг города, от 9% до 55%), но и большую часть челнинских производителей продуктов питания. На "карандаше" также магазины "Перекресток" и "Карусель" (29% татарстанского алкоголя), "Бэхетле" (46%) и "Метро" (46%).
Интересно, а где уже "сработали" меры ФАС по открытию региональных рынков за последний год? В том же Краснодарском Крае вообще пытаются разобраться- что происходит: и рынок не открывали больше чем раньше, а собственное производство водки упало более чем в 2 раза. Видимо, от испуга на предупреждение ФАС после заявления Ткачева о доведении объемов своей водки до 80%.
А вообще из регионов сегодня могут быть наиболее интересными два: Воронежская область и Калининградская. Оба Губернатора попали туда из Москвы и сидеть там долго не собираются. Боос пытается всеми "антиалкогольными" силами обратить на себя внимание – он еще развернется на этом поприще. Гордеев – грамотный политик- министр- долгожитель. В регионе очень много интересных местных инициатив. Он попытается реальным делом доказать свою полезность. Есть еще третий регион, за которым надо следить внимательно- Питер. Пивные инициативы самого Губернатора сразу отделили регион от остальных. Более того, этот теперь другой полюс антиалкогольной компании- относительно Бооса. И каждый Губернатор при этом решает свои личные вопросы.
Считаем чужие деньги
Отчитались о своих достижениях за истекший финансовый год два мировых алкогольных "монстра": №1 ("Диаджео") и №2 (Перно-Рикар").
Чистая прибыль "Диаджео" за 2008-2009 финансовый год (с июля 2008 по июнь 2009) выросла на 8% - до 1,97 млрд евро (с 1,82 млрд евро). Период захватил и целый докризисный квартал, но в США кризис в это время уже "работал", так что весь год для лидеров мирового рынка можно считать кризисным. В то же время показатели наступившего (2009- 2010) нового финансового года должны быть хуже, поскольку- весь этот год мир будет продолжать находиться в прежней ситуации. Аналитики, характеризуя ситуацию в "Диаджео", считают, что компания увеличила чистую прибыль благодаря развитию недорогих брендов водки и джина и благоприятным колебаниям валютных курсов. Объем продаж Diageo за 2008-2009 финансовый год вырос на 15,4% - до 14 млрд евро по сравнению с 12,15 млрд евро годом ранее. Операционная прибыль за отчетный период составила 2,79 млрд евро, что на 9,7% больше аналогичного показателя за 2007-2008 финансовый год, составившего 2,54 млрд евро. Каждый может сам как хочет "поиграть" этими цифрами, но получилось, что в прошедшем году, чтобы увеличить чистую прибыль на 150 млн евро (или на 8%) компании пришлось увеличить оборот на 1,85 млрд евро (или 15,4%). Со стороны соотношение не кажется слишком эффективным. Отсюда и выплыл, видимо, вывод о росте роли дешевой продукции в продажах монстра. Операционная прибыль в 2008-2009 г. составила 19,9% от оборота, а в 2007-2008 г. – 20,9%. Тем не менее, позиции мирового лидера у компании непоколебимы. Стоимость акций Diageo выросла с начала 2009 года по июль на 3,7%.
Чистая прибыль французского производителя алкогольной продукции Pernod Ricard SA по итогам 2008-2009 финансового года выросла на 13% до 945 млн евро, что на 13 % выше показателей предыдущего года 840 млн евро, и на 52% ниже показателя "Диаджео". Выручка в значительной степени увеличилась благодаря бренду водка Absolut, говорится в сообщении компании. Прибыль без учета процентных и налоговых выплат увеличилась на 21% — до 1 млрд 850 тыс. евро. Если сравнить с операционной прибылью "Диаджео" (2,79 млр евро), то это всего на 33,7% ниже. Соотношение разницы чистой и операционной прибыли явно указывает на "Абсолютный" кредит "Перно". А вот выручка "Перно" выросла на 9,3%, до 7,2 млрд евро, что на 48,6% ниже показателя "Диаджео". При поверхностном рассмотрении – "Перно" сработала в 2008-2009 г. эффективнее "Диаджео".
Сама компания "Перно-Рикар" очень правильно и трезво оценивает наступивший (2009-2010) финансовый год- он будет не лучше, но все пока очень осторожны в оценке последующих лет. При этом нет ни одного фактора в мировой или национальной экономике ни одного крупного государства в пользу глобального роста экономики и потребительского сектора в ближайшие лет 5 (это уже наши личные наблюдения).
Ну, и завод №2 в России -Московский завод "Кристалл" тоже обнародовал свои финансовые результаты за 1 полугодие. В первом полугодии этого года (не западного финансового) завод увеличил чистую прибыль на 29,4% - до 115,9 млн руб. или 2,51 млн евро (сообщается в ежеквартальном отчете компании). Рост нашей чистой прибыли значительно опережает относительные показатели ведущих мировых компаний. В то же время выручка в январе-июне этого года составила 1,99 млрд руб. (43,26 млн евро) против 2,3 млрд руб. (63,9 млн евро) за аналогичный период прошлого года. Но сравнивать в процентах лучше рубли- падение оборота составило 13,5%. В то время как оборот наших зарубежных коллег – вырос примерно на 9%. В то же время операционная прибыль от продаж возросла с 203,9 млн до 214 млн руб. (на 5%)- чуть отстаем от монстров. Доля операционной прибыли завода от оборота в 2009 г – 10,8%; а в 2008 г.- 8,87% (то есть, улучшаем). Доля чистой прибыли от операционной в 2009 г. – 54,2% (в 2008 – 43,93%). Доля чистой прибыли от оборота: в 2009 – 5,82%; в 2008 – 3,87%. Явный прогресс. Видимо, розлив "Казенки" на заводе добавил ему производственного энтузиазма. Правда, по доле чистой прибыли от оборота мы еще уступаем иностранцам: у "Диаджео" по итогам 2008-2009 этот показатель равен 14,1%; а у "Перно" - 13,13%. Есть нам куда расти.
Архив новостей