AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 323 / 10 077 679
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


09.09.2009 10.28

Третий прыжок через пропасть


Знаете, как перепрыгнуть пропасть шириной 15 метров? Легко - в три прыжка! Не верите? А попробуйте, вдруг выйдет. Ведь пробует же российское правительство в третий раз возродить ЕГАИС - и ничего…

Вот, например, в Минфине подготовлен проект доклада Владимира Путина на имя Дмитрия Медведева, касающийся предложений по оптимизации работы Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Считайте: первый "прыжок" - создание системы, хотя многие эксперты говорили, что она работать не будет. Второй "прыжок" - ее "улучшение", когда из ЕГАИС исключили оптовое звено. И вот третий "прыжок" - оптимизация.

Прежде, чем поручить В. В. Путину подготовить доклад, Медведев встретился с предпринимателями - и дал поручение проанализировать эффективность работы ЕГАИС, на основе чего внести предложения по ее совершенствованию. Указание было снизить затраты предпринимателей. Они уже потеряли 2,5 миллиарда долларов - и Президент решил их пожалеть немного…

Пожалеть-то президент – пожалел. Но что из этого может выйти… В минфиновском докладе предлагается ЕГАИС "переориентировать на контроль и учет оптовых и розничных продаж", а также "реализовать функции мобильного контроля для подтверждения легальности алкогольной продукции в розничной торговле и общественном транспорте".

В принципе, мысль великолепная – контролировать каждую проданную бутылку. Портал alcohole.ru за это предложение голосует всеми руками и ногами. Но – опять Минфин чуть-чуть "не допрыгнул". И через несколько лет будем ждать еще одного, четвертого прыжка, уж с помощью которого наше государство точно начнет получать деньги с алкоголя. Мы – о выплате акцизов розницей…

А то, что получается – акцизы платят производители, а ЕГАИС контролирует торговлю. В итоге получается разрыв между объемами официально произведенной водки – и проданной (которой, разумеется, почти в два раза больше). И в мечтах Минфина видится благостная картина: налоговики вместе с милицией под звуки бравурного марша, с плещущими знаменами, стройными колоннами идут в магазины, где выявлен разрыв. А владельцы и продавцы этих магазинов, заранее стеная и плача, вопрошают "карающую длань государства" в лице вышепоименованных налоговой и милиции: "Веревку и мыло свои брать? Или выдадут за счет госпрограммы по борьбе с коррупцией?".

…Ну не верю я в эту благость! Хоть что делайте – не верю! Потому что будет совсем по-другому. И цифры все будут "бить" точно – сколько произвели, столько и продадут официально. А все остальное так и останется "в тени". То есть как продавали в два раза больше водки, чем производили – так и будут продавать.

А теперь – почем все это обойдется отрасли?

С 1 июля действие лицензий на программное обеспечение для ЕГАИС, разработанное НТЦ "Атлас", прекращено. А новое поручено сделать ГНИИВЦ ФНС России. Так вот - расценки нового разработчика оказались в 1,5-2 раза выше предыдущих, "атласовских" - в среднем это 100 тысяч рублей в месяц для одной компании.

…Блин, я восхищаюсь – так элегантно продавал продукцию только продавец воды в пустыне. Напомню: сидит один-единственный дядька с бидоном воды посреди Сахары и продает стакан по 100 тысяч долларов. Дорого? Базар большой – иди, ищи, где дешевле…

Отрасль выложила за "атласовские" разработки 2,5 миллиарда долларов. А теперь выложит за "налоговую" программу в два раза больше. Потому как никакая программа сразу не работает – ее доводить надо до ума. Вот и доведут…

Из-за слабости серверов, не способных обрабатывать огромное количество транзакций (в России работает около 2,5 тысячи алкогольных оптовиков и около 500 производителей) "атласовская" система регулярно давала сбои.

И участники алкогольного бизнеса уверены, что с новым программным обеспечением произойдет то же самое.

При этом "левый алкоголь" оптовики смогут просто не учитывать, а легальные поставки и так отражаются на этапе производства или импорта.

А теперь – по поводу переносных сканеров, которыми, по идее, должны обеспечиваться все точки, торгующие алкоголем. Отраслевой народ, уже горько наученный экспериментами ЕГАИС, уже не верит, что у государства хватит средств, собранных с отрасли, чтобы закупить мощные серверы и создать работающие сканеры. Растырят деньги – но систему не создадут. А потом, через три-четыре года еще раз соберут деньги на очередное совершенствование системы. И так далее…

Поэтому ряд специалистов, в частности, глава ЦИФРРА Вадим Дробиз, считают, что более эффективно контролировать розничное звено можно с помощью установления минимальных цен. "Но в правительстве фактически признают необходимость нелегального алкоголя, так как минимальная цена "белой" бутылки составляет примерно 100 рублей, что не может себе позволить до 35% населения"- считает Дробиз.

…Наверное, мы большие романтики, чем Вадим Дробиз. И потому надеемся, что государство все-таки сможет создать и надежное программное обеспечение (причем дешевле, чем "атласовское"), и серверы, и переносные сканеры, которые работают.

А что касается количества точек продажи алкоголя (имеется ввиду – крепкого), то их можно и подсократить – до разумных пределов, естественно. Сегодня "дебиторка" составляет по отрасли около 30%. Так вполне реально "прихлопнуть" те компании, которые хронически не платят. И, кстати, ЕГАИС в этом может помочь производителям.

Однако государство начнет получать реальные деньги только тогда, когда начнет собирать акцизы с торговли. До этого ЕГАИС работать не будет. Вернее, будет – но, как и раньше, криво, косо и неточно.

И еще – о пиве…

В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на запрет розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук и лотков.

Автор законопроекта - депутат-праворосс Антон Беляков, который еще в период весенней сессии внес ряд антиалкогольных инициатив, запрещающих рекламу пива на телевидении и повышающих допустимый возраст продажи пива с 18 до 21 года.

Беляков регулярно заявляет, что в свое время государство предприняло ответственный шаг, запретив продажу в киосках водки и других крепких напитков. Однако сейчас пиво и пивной алкоголизм представляет собой гораздо большую угрозу, ведь ему оказались особенно подверженными несовершеннолетние. Сейчас средний возраст начала употребления пива снизился до 10 лет. В свою очередь, пиво опасно тем, что больше, чем другие алкогольные напитки, вызывает привыкание, а пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее и меньше всего поддается лечению.

Свою позицию Беляков подкрепляет следующими тезисами: анонимные опросы показали, что 90 процентов подростков в возрасте от 13 лет покупают пиво именно в ларьках, особенно ночных, где продавцам по большей части все равно, сколько лет покупателю, да и разглядеть из окошка палатки возраст покупателя, особенно в ночное время суток, очень тяжело. В то же время, как отмечают сами подростки, в крупных магазинах, особенно торговых сетях, купить пиво очень тяжело, все кассиры проходят жесткий инструктаж относительно запрета продажи пива детям. Именно поэтому запрет продажи пива в ларьках и палатках позволит существенно ограничить доступ детей к пиву, а в совокупности с предлагаемым мной запретом рекламы пива на телевидении сможет сломать в сознании подростков навязанный рекламодателями культ пива.

… Ну что можно сказать по поводу высказываний депутата Белякова?

Мы уважаем его позицию. Но вот "подтягивать" факты под идеи – не стоит. Во-первых, нет такого понятия, как "пивной алкоголизм". Алкоголизм есть – а пивного нет. Соответственно и не развивается он "в 3-4 раза быстрее" - потому как его просто нет. И пиво не вызывает более быстрого привыкания, чем другие напитки.

И совершенно непонятно, зачем надо убирать пиво из ларьков, если некоторые из продавцов нарушают правила торговли? Таких продавцов – ничтожный процент, потому как рискуют деньгами и местом работы немногие.

Есть такой анекдот: Вася палец вывихнул, а Коля его лопатой убил - чтобы не мучился Вася. Какая-то сталинская политика у Белякова получается: есть пиво – есть проблемы. Нет пива – нет проблем. По такой логике надо убрать из продажи клей, моющие средства, гуталин, зубную пасту, одеколоны, обезволивающие лекарства и еще тысячи и тысячи повседневных товаров.

Уважаемый товарищ депутат Антон Беляков! Понимаю, что Ваша позиция – искренняя. Но вот закрадывается у меня мысль, что эта позиция изрядно отдает "пиаром". В этом тоже нет ничего плохого. Просто хотелось бы, чтобы позиция Ваша была, все-таки, ближе к реальности, чем сейчас. А то Ваша борьба с пивом очень похожа на борьбу с "белыми смертями": солью и сахаром - поскольку соль приводит к гипертонии, а сахар к диабету…

Михаил Смирнов


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |