"Коммерсантъ" открыл новую тайну нового "Росспиртпрома" в пятницу 11 сентября, озаглавив материал "Государственная водка потечет через частные руки". Именно эту мысль мы и высказали сразу, комментируя журналисту новость. Мы ждали от "РСП" чего-то более нового. Но – лишний раз получили доказательство того, что все новое- это хорошо забытое старое. А мы, как раз накануне- зашли в фирменный магазин "Кристалл" и увидели там очень популярную (как сказал продавец- для московской нищеты) водку "Самокатная" по 59 руб. за 0,5 л. Это просто – как факт.
Несколько слов о самой идеи (подробности в "Коммерсанте"):
- в августе новым в алкогольном бизнесе человеком и создана "свежая" частная компания Восточно-Европейская дистрибуторская компания (ВЕДК); как в свое время частный инвестор Генералов подобрал "Топаз" и программу "Зеленой марки"; могли хотя бы для вида сделать федеральную дистрибьюторскую компанию государственно- частной и показать на деле, что государство может двигаться в сторону госмонополии, о которой столько говорили и писали и которую Президент поручил "изучить" в ближайшие полгода;
- ВЕДК заключает с "Росспиртпромом" экслюзивное соглашение об оптовой продаже продукции госхолдинга на федеральном уровне. Возможно, ВЕДК также будет торговать брендами ФКП "Союзплодоимпорт" (водка "Столичная", шампанское "Советское", коньяк "Московский" и др.), которые "Росспиртпром" хотел бы взять в управление.
Вот, собственно и все. Приходит на память – как работал "Росспиртпром" на заре своей юности. Был создан сначала государственный Торговый Дом "РСП", через который продался весь огромный объем государственной водки. Потом по мере реализации каких-то задач ТД стал частным. Сегодня "РСП" просто пропустил целую лишнюю фазу в создании своей федеральной дистрибьюции по причине "экономии" государственных времени, денег и сил.
Реально, федеральных брендов у холдинга нет. Логично было бы регистрировать на государство новые бренды государственной компании. Но удивительным образом "будущий лидер российского водочного рынка" "Двойная белая" является уже собственной водочной маркой ВЕДК и уже производится на мощностях "Роспиртпрома", который будет получать плату "за розлив и управление брендом". Последим за принадлежностью будущих брендов, которые будут рождаться и производиться на заводах "РСП". Сколько интересных аналогий приходит на ум. Все отлично и все грамотно.
"РСП" начинает (раз объявил о желании присоединить к портфелю новой компании бренды "СПИ") борьбу с "СПИ" и "Винэксимом" за эти бренды. Новая компания настроена на эксклюзив. У нас уже нет сомнений, что эти бренды заберут у "Винэксима" и продавать их будет новая компания.
Создается очень мощный частный алкогольный кулак по продаже государственных брендов и частных (в которых будет интерес у "РСП" и ВЕДК). Надеемся, что и государство на этом что-то заработает. Если и не очень много, то хотя бы будут загружены работой заводы "РСП". У заводов "РСП" "отнимут" право самим определять- какие бренды им производить и продавать. В течение двух месяцев со всеми ними будут заключены типовые договоры управления, в рамках которых функции гендиректоров на этих заводах перейдут к ОАО "Росспиртпром" как к управляющей компании, которая будет централизованно определять производственную и маркетинговую политику каждого предприятия. Далеко не все заводы принадлежат "РСП" на 51%, что позволило бы "РСП" назначить своего директора и делать все, что душе угодно (как делал "РСП" образца 2000- 2005 г.г.). Часть заводов находится в совместной собственности с крупными водочными компаниями. Значит- споры и ссоры… Кстати, хороший заработок даже в виде роялти, если заставить все свои заводы производить ту же водку "Двойная белая" и т.д.
Из пояснений мы поняли, что под флаг нового союза ("РСП"+ ВЕДК) готовы будут принять и частные компании, производящие водку (тоже из области деятельности старого "РСП" периода 2000- 2002 г.г.).
И мы опять получаем отличный триумвират на алкогольном рынке: "Росалкоголь" (повсеместный абсолютный административный ресурс и прикрытие тылов) + "РСП" (производственные площадки) + ВЕДК (реализация всей госводки и т.д. через эффективную частную компанию). И для чего затевался весь этот сыр-бор?
Как отмечено в публикации "менеджмент "Росспиртпрома" будет также координировать "все сферы действия" и самой ВЕДК. Продавая бренды госхолдинга, ВЕДК будет получать "стандартную дистрибуторскую маржу" (15-30%).
Поздравляем всех участников новой схемы работы значительной части алкогольного рынка России, особенно – государство. На алкогольном верху-то, оказывается, работа во всю кипит. Очередной передел рынка от очередной "новой метлы".
О какой даже видимости госмонополии на что-то в алкоголе может идти речь? Есть, конечно, идея- отобрать всю алкогольную собственность у нынешних частников; создать новую частную глобальную структуру с новыми собственниками, и объявить эту систему госпонополией.
"Росспиртпром" не учится на старых собственных ошибках, а потому создает очень уязвимую для будущей государственной критики систему; бояться "РСП" и его программ операторам рынка не стоит.
Архив новостей