AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 246 / 10 034 614
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


25.09.2009 09.20

Надо бы жить красиво…


Про низко алкогольный импорт

Начиная с июля, августа четко заметен рост импорта крепкого экзотического алкоголя (виски, рома и  текилы) при общем серьезном отставании с начала года на 30% -40%. Значителен спад поставок импортной водки (-30%) и крепких ЛВИ (-28%). На уровне крепких ЛВИ и спад "низко алкогольных" ЛВИ. К сожалению, все также стабилен спад поставок по импорту виноградного вина (спад около 30% и в августе и за январь – август). Винная  тенденция пока не меняется. А дела у импортеров идут все хуже. С деньгами проблем все больше. Банки откровенно "грабят" импортеров. И сегодня финансовая ситуация  на рынке импорта остается благоприятной для развития российского производства вина повышенного качества.

При всем при этом импорт качественных вин за январь – август упал на 18%. То есть, качественных вин (от 10- 2 дол в нашей рознице) спад импорта коснулся меньше, чем более дешевых.  На 20% упал импорт белых качественных вин, на 16% - красных. А вот импорт крепленых качественных вин начал испытывать рост. Видимо, появился дополнительный кризисный спрос на дорогие крепленые вина. Мы уже предлагали и российским  производителям в принципе обратить внимание на сегмент крепленых вин в период кризиса (речь не о "777"). В сегменте прочих (более дешевых) спад импорта белых на 33%; красных – аналогично; а народ попроще снизил потребность в импортных крепленых винах на 50%. В целом более дешевые вина снизили импорт на 33%-34%.

Импорт вина из Болгарии упал в 2 раза, из Франции в полтора раза; Испания – (-25%); Германия- (-20%); Италия – (-15%); Молдавия – (-15%); Аргентина – (-50%); Чили – (-7%); Украина – (-15%).  Никаких  серьезных изменений на рынке импорта вина не предвидится до налаживания финансовой ситуации у компаний- импортеров.

При этом импорт вермутов и прочих ароматизированных вин продолжает удерживать спад на уровне 40%. А вот игристые и шампанские импортные вина пошли в плюс в августе. Но в целом этот сегмент по результатам января- августа все еще на уровне (-15%-20%).

Стабилизируется  на уровне августа 2008 импорт плодовых вин, но с учетом предыдущего пика импорта показатель января- августа все еще в 2 раза выше 2008 г. В августе на уровень августа 2008 вышел импорт виноматериалов, но общий спад с начала года остается равным 35%. С учетом того, что  российское производство уже почти вышло на уровень 2008 г., а импортный виноматериал упал на 35% (являясь основной для производства российских вин), остается  открытым  вопрос о том, кто  контролирует на российском рынке  качество самого дешевого вина?

Но есть и нюансы. Чем больше будет сокращаться винный импорт в Россию, тем больший интерес мы будем представлять для западного рынка уже не как потребитель преимущественно низко качественного массового вина, а как  возможный производитель собственного качественного вина с применением опыта западных внноделов и технологий. Пример Китая: западные виноделы уже поняли, что Китай с его азиатской хитростью и 1,7 млрд- ным населением чужое вино пить в серьезных объемах не собирается. Тем более, что условия для производства собственного есть. Вот и развивают сегодня западные виноделы виноградарство в Китае на свою голову. За последние годы мы уже резко снизили импорт вина, но падение в основном пришлось на несчастные  вина Молдавии и Грузии. В тот момент запад мог рассчитывать на какую-то их долю на нашем рынке, но все их место заняли российские вина. А сегодня идет удар уже по винам дальнего зарубежья. Кризис продолжается и продолжит свое влияние на винный рынок импорта в России. А потенциал у России большой- в плане потребления. Есть и хорошая винная история-  все-таки до губительной антиалкгольной компании Горбачева Россия была во многом винной страной. Все есть и для производства вина в России: и территории, и люди, и желание, и потенциал роста потребления, и потенциал замены  огромного объема винных компотов в России вином. Еще пару таких лет, стабилизация спада производства и потребления вина в мире,  и поедут к нам как в будущий Новый Свет иностранцы с деньгами и технологиями.  Поедут и в другие страны будущего Нового Света. Это неизбежно. И предыдущий спад (послевоенный) потребления вина в мире  вызвал к жизни идею Нового Света.  Нам бы только  не вызвать очередной алкогольный кризис новыми законодательными изменениями. И перестать пугать иностранцев популизмом наших депутатов – безумной идеей госмонополии.

Молдавские проблемы

Уже объявлено, что более 100 тыс. тонн урожая винограда не будет реализовано в этом году. Таким образом, Молдавия лишится 7 – 7,5 млн дал вина. Весной у них на остатках было более 25 млн дал вина в емкостях, которые им пообещали помочь в России наши чиновники. Уже весной было ясно, о чем мы честно писали, - Молдавию ждут большие винные проблемы. Тем более, что летом  в Молдавии сложилась совсем  другая ситуация.  По всей видимости, именно наступающей осенью- зимой прорвется в Молдавии тот нарыв винных проблем, который зрел с 2006 г.

Виноградари Молдавии отмечают, что в этом году  качество винограда выше прошлогоднего- содержание сахара в винограде составило в сентябре 20−23%. Также закупочные цены на виноград технических сортов выше – 2,6 леев за кг за белые сорта и 3,2 лея за кг за красные сорта. Вопреки этим благоприятным факторам виноделы не торопятся приобретать виноград. Пока  заключены контракты со 120 компаниями на общий объем в 240 тыс. тонн винограда. Это 18 млн дал вина, но куда его будут заливать молдаване, если емкости заполнены  винами предыдущих урожаев (более 20 млн дал)? Итого, молдаване рискую получить к ноябрю в емкостях около 40 млн дал вина. Это на  3-4  ближайших  года торговли.

От рынков России, Украины и Белоруссии ждать серьезной помощи не приходится. В Россию за 8 месяцев поставлено всего 1,5 млн дал молдавского вина. В 2008 к этому времени поставки составляли 1,8 млн дал. Кризис сократил даже тот небольшой объем, который пошел после отмены эмбарго. Смысла нет сравнивать с 2005 – тогда поставки за год достигли 20 млн дал (+5 млн дал виноматериалов). Ориентация Молдавии на Россию, увы, с помощью самой России исчерпала себя. Потому и формируется ориентация на Румынию, которая также не станет внешним спасательным кругом для  Молдавии.

Евросоюз предоставил Молдавии торговые преференции с 1 марта 2008 года сроком на пять лет. На их основании республика может экспортировать без применения таможенных пошлин или по заниженным пошлинам до 98% своих товаров, квоты установлены только на 13 видов продукции. В текущем году страна, в частности, беспошлинно может экспортировать 700 тыс. дал вина. Молдавия эту квоту уже выбрала. В общем – наступает момент истины молдавского виноделия, который мы же и спровоцировали в 2006 г. Все по Гоголю: мы помогли возродить и развить массовое виноделие в Молдавии в постсоветский период, мы же его и прикрыли.

Реально только российский рынок (и никакой другой) может сыграть  спасительную роль для молдавского вина, особенно, если его пустят наливом в более свободном режиме. Надо новому молдавскому руководству без промедления связываться с российским руководством и  решать вопросы на политическом уровне.

Белоруссия и Украина

Все "здоровые силы общества" сегодня ополчились против пива и САН. Наверное, они самые большие враги общества в России. Не будем их защищать, тем более, что пиво и само способно на защиту. Просто есть уже опыт рядом, в соседних странах. В Украине и Белоруссии. Надеемся, что именно негативный пример Украины заставил или убедил наших чиновников не поднимать резко ставку акциза на водку. Там спад легального производства после этого на уровне 50%  в последние 2 месяца. Сейчас вновь активно обсуждается вопрос в Украине об отмене госмонополии на спирт. Там он на 100% государственный (и легальный, и нелегальный). В России 40% легального спирта – это госспирт, а объем легального рынка спирта этилового ректификованного из пищевого сырья – не более 50% (вторая половина нелегальна). Что частный спирт, что государственный- особой разницы нет. Видимо, причины другие.

Поскольку депутаты соревнуются  в "пивном" популизме, то следует слегка посмотреть на опыт Белоруссии.

Цель сегодняшней антиалкогольной компании абсолютно абстрактна. Звучит она примерно так: "Давайте максимально ограничим, и оно само упадет". Хотим сократить потребление пива? До какого уровня? Хотим сократить потребление САН? На сколько? Если были бы ясные и точные цели, то были бы конкретные меры для их достижения. Например. Рынок САН упал за 4 года с 450 млн л до 350 млн в 2009 г. Этого мало или достаточно? В следующем году за счет ограничения крепости, продаж в киосках и уменьшения объемов банки он упадет до 250 млн. Этого достаточно или надо больше? У нас в  последнее время все больше нытья со стороны антиалкгольщиков, что в эксперты надо приглашать их, а не экспертов алкогольного рынка. Пригласите их, пусть они расскажут. Антиалкогольная компания (по идее) – это не популизм, а четкие действия в экономике регулирования рынка с учетом  возможностей и потребностей потребителей. Абстрактные меры (перенос киосков, запрет ночной торговли и т.д.) приведут к абстрактным результатам.   Белоруссия раньше нас провела эксперимент по пиву. В России уже произошло кризисное падение потребление пива (на 7%-9%). Никакого отношения к акцизной политике это сокращение не имело. Рынок пива был просто перенасыщен. Рос в последние 10 лет слишком быстро. В кризис низко алкогольные напитки закономерно стали пить меньше. Несколько месяцев назад в Белоруссии "вынесли" пиво из киосков. Запрет на продажу пива в киосках и торговых павильонах действует в Брестской, Гомельской, Гродненской и Минской областях на основании решений местных властей. Пока запрет не коснулся Витебщины и Могилевщины. Там местные власти заняли выжидательную позицию.

Лишившись возможности торговать пенным напитком, владельцы мелких торговых точек остались без доходов и перспектив, ведь продажа пива и сопутствующих товаров составляла до 70% валовой выручки. У большинства предпринимателей выручка упала более чем в два раза. Полный запрет приведет к полному краху мелкой розницы, плохо повлияет на выполнение прогнозных показателей, приведет к росту безработицы и к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Запрет на продажу пива стал одной из основных причин снижения розничного товарооборота в Минске на 8% в первом полугодии. По данным Белстата, в 2008 году через сеть мелкорозничной торговли было реализовано 35% от общего объема отечественного ячменного напитка. Пивзавод "Оливария" отметил: если в 2008 году через мелкую розницу продавалось около 30% произведенного пива, то теперь — только 20%. Объемы продаж пива упали приблизительно на 10%. Компания считает, что запрет на продажи  пива в киосках переориентирует не более половины потребителей на магазины. Белорусский малый бизнес  предлагает разрешить  торговать в киосках хотя бы белорусским пивом.   Почему уже сегодня нашим депутатам, предлагая вынос пива и САН из киосков, заранее не продумать законодательный комплекс мер по сохранению малого бизнеса розничной торговли. Или все это часть программы по поддержке розничной торговли более крупных форматов. Делая вид, что решают одну проблему, они создают множество других.

На совещании в Министерстве экономики Украины, представители министерств, винодельческих компаний и профильных ассоциаций так и не пришли к единому мнению относительно целесообразности внедрения в Украине минимальных оптово-розничных цен на отечественную винодельческую продукцию. Собравшиеся имели разные взгляды на ситуацию с минимальными розничными ценами. Всего было выдвинуто три предложения по данному вопросу. Представители крупных винодельческих предприятий (около 10% компаний) выступили за то, что бы в Украине существовала практика введения минимальных оптово-розничных цен на винодельческую продукцию на уровне не менее 13 гривень за единицу продукции (менее 60 руб.). Против такого предложения выступили представители Министерства финансов Украины. Альтернативная точка зрения, предложенная некоторыми участниками ассоциации, называет оптимальную стоимость бутылки вина на уровне 7-10 грн (30- 45 руб.). Ряд виноделов выступили с полным отрицанием возможности внедрения любых минимальных цен, по причине того, что, по их мнению, это не является современным механизмом рыночного управления. Компромиссное решение лежит в области 10-11 гривен (45- 50 руб. за бутылку в рознице).

 Момент введения механизма минимальных цен в России и Украине – очень важный. Если государство способно проконтролировать качество продукции, то вопрос минимальной цены должен отпасть сам собой. Это в винной продукции; в водочной на первый план выступает не контроль за качеством со стороны государства, а контроль за уплатой акциза. А в вине – если государство смогло проконтролировать качество продукта на всех его этапах (от винограда до готового продукта в бутылке), то и цена не может быть уже ниже определенного минимума. Ни российский Роспотребнадзор, ни украинский не гарантируют потребителю, что он видит перед собой в магазине нормальный продукт, а не фальсификат. Исходя из этого придуман "государственный костыль" в виде минимальной цены- от бессилия государственного контроля- который призван спрятать и фальсификат, и нелегальную продукцию. Как ни странно, но именно отсутствие минимальной цены на продукцию является сегодня некоторой гарантией для нормального потребителя не купить откровенно нелегальный или фальсифицированный (не спрятанный за одинаковой минимальной ценой) продукт. Вот они наши парадоксы.

Российская алкожизнь

Нижний Новгород славится тем, что сумел  заставить "горьковчан" любить новгородское. Продукты и прочие товары. Там создана вполне благоприятная система поддержки местных производителей, при которой большую часть полок магазинов занимает местная продукция.

Это должно предполагать и достаточно трепетное отношение к собственным производителям. Или местная власть считает, что созданных условий вполне достаточно, а дальше выбирайся - как знаешь.

Что-то не очень хорошее происходит на "НЗШВ". Уже не первая публикация за последнее время по этому поводу в "Коммерсанте". Сначала – о проблемах неплатежей поставщикам. И убытках  от коммерческой деятельности завода на протяжении нескольких последних лет. Теперь - прокуратура  Нижнего Новгорода инициировала судебные разбирательства по факту почти трехмесячной невыплаты заработной платы работникам предприятия. В августе завод дал снижение производства на 82% относительно августа 2008 г. При этом общий спад производства завода некритичен (пока). Если спад производства по отрасли составляет 15%- 17%, а спад производства на самых крупных заводах не менее 25% (это бывшие производители "Советского"), то у "НЗШВ" общий спад в январе-августе  на уровне 15%.

Завод был единственным в России из 700 производителей спирта и алкоголя, который предъявил государству небольшой счет за убытки, связанные с введением 102 закона. Прошел все инстанции, проиграл закономерно все суды в России (не могли же создать прецедент победы компании над государством в той ситуации). Имел право обратиться в международный суд и однозначно мог выиграть процесс. Но делать этого не стал. Так же завод оспаривал право государства  на  марку "Советское шампанское". В общем - в 2006 – 2008 был явным возмутителем спокойствия.  Именно с этого периода у завода появились убытки. Завод вполне мог обойтись без этой борьбы с государством, как это делали другие.

Очень странная ситуация- по данным районной прокуратуры, общая сумма долга "НЗШВ" составляет около 1 млн руб. После прокурорской проверки ряд должностных лиц завода были привлечены к дисциплинарной ответственности. Не бог весть какая сумма для крупного завода. За январь- август завод выпустил  около 4 млн бутылок  шампанских и игристых вин. Завод продолжает приносить убытки владельцу. Компанию надо либо продавать, либо закрывать, либо банкротить.

Какой вариант выберет владелец – сказать трудно. Что-то же ранее заставляло владельца, получая миллионные (в рублях) убытки, содержать завод и производить продукцию.

У нас регионы рвутся контролировать алкоголь. Лишь некоторые (как Красноярский) пекутся о восстановлении алкогольных  заводов Края. Но, как правило, речь всегда идет о водочных заводах. Винодельческий завод местным властям неинтересен- акциз копеечный и т.д.

Своим  фискальным интересом только к водочному производству  и популистскими призывами к борьбе с пьянством  государство губит винодельческие программы, которые и могли бы стать  для России  альтернативой  пьянству.

Вот и помогли бы региональные власти сегодня "НЗШВ". Посмотрим за развитием событий, поскольку подводных течений ситуации не знаем.

Закону о торговле – быть!

Итак, по данным Росстата оборот розничной торговли в России за 8 месяцев 2009 года составил 9 233,8 млрд руб., что в товарной массе на 4,7% меньше результата аналогичного периода прошлого года. Это на каждого россиянина – всего по 65 000 руб. в среднем. Или по 8,13 тыс руб. в месяц в среднем на каждого. Точно народ прячет деньги в кубышку. Не хочет тратить. Если считать, что средняя доля трат на алкоголь около 8% (а меньше тратить по оценке регионов не стали), то за 8 месяцев объем учтенного рынка алкоголя (без суррогатов) составил примерно 737,9 млрд руб. или 23,8 млрд дол. (по курсу 31).

В августе текущего года оборот розничной торговли составил 1 226,1 млрд руб., что в товарной массе на 9,8% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. Каждый россиянин в среднем  в августе потратил 8,63 тыс. руб. (на 6% больше чем в среднем за эти 8 месяцев). В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в августе текущего года составил 48,4%, непродовольственных товаров — 51,6% (в августе прошлого года — 46,1% и 53,9% соответственно).

Оборот розничной торговли закономерно кризисно падает. Если он упадет до конца года на 8%-9%, да еще и инфляция не менее 10%-12% по итогам года (хоть сегодня могут объявить об остановке инфляции). То легко посчитать – как упадет реальный товарооборот.

И еще о рознице. У нас все еще жива идея депутатов о госмонополии на розничную торговлю алкоголем. Нам кажется, что грядущие события напрочь отобьют у депутатов желание заниматься подобным популизмом. Наши госбанки в ближайшее время "нахлебаются" досыта  опыта владения розничной торговли. А также у самих банков  пропадет  охота  помогать рознице.

Новости из Кузбасса.  В Кузбассе взбунтовались 32 поставщика "Мосмарта", которым тот задолжал более 50 млн руб.: они просят помощи у главы Сбербанка Г. Грефа и кемеровского губернатора А. Тулеева и грозят дойти до президента и премьера

Поставщиков не устраивает предложенная "Мосмартом" схема реструктуризации долга.

О подробностях недовольства читайте в прессе. С конца июля Сбербанк контролирует 50% минус 1 акция ЗАО "Мосмарт. И это не первая сеть, которая отойдет к госбанкам. Как бы они не помогали той же "Х5" деньгами для консолидации розничных активов. И это "Сбербанк" еще не занялся вплотную производственными алкогольными активами, которые ему достались ("Веда" и т.д.). Заниматься реальной экономикой трудно. Не менее трудно, чем писать законы. Пусть "Сбербанк" набьет себе этих шишек достаточное количество, чтобы стало всем ясно и понятно- что такое в административном и экономическом плане госмонополия или владение хотя бы частью розницы. Поскольку Кудрин и заявил на днях, что госмонополии в привычном понимании у нас не будет, но это не факт – поручения Президента никто не отменял, а там четко все написано по поводу – разобраться с вопросом. А к марту экономика наша лучше не станет.

И напоследок о маленьком – маленьком пунктике нового закона о торговле. Депутаты настаивают и довольно активно на оптовой наценке на любой товар в размере 25% для всего промежуточного слоя (а не для каждого) от выходной цены производителя до входной в магазин. Для контроля, видимо, все эти цены будут теперь открыты. Возможно, введут коэффициенты для удаленных регионов. Сделано все в интересах потребителя, но что будет с нашим оптом. Если бутылку забрал дистрибьютор и сам отвез в магазин в этом же городе, где она произведена – 25% - нормально. Или даже вывез в соседний город и сам поставил в магазин- тоже. Если отвез во Владивосток и сам поставил в магазин –  будет работать коэффициент. Но делить на двоих 25%, если где-то работает еще один дистрибьютор в цепочке, уже не комильфо. Прямые поставки в сети, как правило, впишутся в эти 25%. А вот магазины, куда поставляют продукцию (сегодня) вторые руки – могут и без продукции остаться. Придется вторым рукам: либо первыми становиться как-то, либо – уходить. Это значит, что большая часть вторых рук-  региональных дистрибьютров алкоголя поменьше – "испарятся" с рынка или должны будут влиться в состав первых рук. А значит – еще одно укрупнение рынка. Или надо опять искать схемы. Или мы просто нагнетаем напряженность…


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |