AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 1504 / 10 045 735
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


28.09.2009 09.27

Наша алкогольная социальная ответственность или почему антиалкогольная пропаганда имеет место быть, а алкогольная реформа провалится


Хорошая конференция на тему социальной ответственности алкогольного бизнеса прошла в Совете Федерации 24 сентября. Но "Росалкоголя" там не было, хотя были чиновники из Счетной Палаты, Роспотребнадзора, Минэкономразвития и т.д. Разговор получился, будем ждать последствий.

Наш эксперт также выступал там. Поэтому предлагаем некую смесь из его выступления и прочих мыслей.

Безусловно, реверанс в сторону государства был нами сделан. Правда, новых классиков мы не цитировали. Мы уже столько классиков пережили. Поэтому сначала процитируем себя.

"Алкогольный бизнес (АБ) государством и обществом считается  порочным, а потому, когда речь заходит о социальной ответственности АБ, то подразумевают дополнительные выплаты АБ  обществу или еще кому-то помимо акцизов и прочих налогов.

АБ прекрасно осознает, что алкоголизация населения  – это беда и трагедия России. Наиболее уязвимы: малоимущие и молодежь. Легальный  АБ  вовсе не заинтересован в развитии алкоголизации ни в социальном плане, ни экономически. Мы живем в России и видеть часть населения спивающимся и деградирующим крайне неприятно. А экономически- пусть лучше человек живет до 80-90 лет и  употребляет алкоголь умеренно, как  многие на западе, чем в 40 лет умирает от избытка нелегальной водки и суррогатов, не работая, не создав семью, не дав нормального и здорового потомства.

Мы хотели бы  разделить  социальную ответственность АБ на несколько направлений:

  1. Профессиональное:

  • качество и безопасность алкогольной продукции;
  • социально ответственные маркетинг и реклама (не направленная на детей, молодежь и т.д); 
  • уплата акцизов и налогов;
  • соблюдение всех законов и т.д.;
  • соцотвесвтенность бизнеса перед своими сотрудниками (уровень зарплат и т.д.)

2. Общественное:

  • спонсорство, меценатство; благотворительность и т.д.

Не будучи консолидированными в этом направлении (а попытки были, тем более, что есть огромный международный опыт по получению лояльности от государств и обществ международных компаний, работающих в России), алкогольные компании сами придумывают различные программы по антипопуляризации тех или иных явлений. Самая последняя акция – коньячный завод "КиН" - проводит показательные акции по борьбе с пьянством за рулем и т.д.  Легальный АБ – не враг государства, а должен стать социально ответственным участником  алкогольной политики государства. В настоящее время лоббизм  алкогольным бизнесом   принятия разумных, эффективных и правильных государственных решений – это тоже очень важная часть социальной ответственности бизнеса. Алкогольная политика государства скатывается в популизм громких фраз". Цитирование закончено, дальше пойдет  свободное изложение сказанного.

Особо хотелось бы подчеркнуть предпоследнюю фразу- сегодня "ЦИФРРА" видит свою главную алкогольно-социальную ответственность в том, чтобы честно и прямо говорить государству правду о том, что оно делает и что из этого получится.

Как написала на днях  пресса: "Любители сорокаградусных напитков могут поднять тост за здоровье министра финансов. Как заявил г-н Алексей Кудрин, принятие антиалкогольной стратегии откладывается, а государство не будет вводить  монополию на спирт. Причина – на борьбу с пьянством в бюджете  не хватает денег".

А дело "на самом деле" в другом. Бессмысленно вводить госмоноплию (ГМП) на спирт (мы готовы даже забыть, что сегодня 40% нашего спирта  производит наше родное государство), если даже этой системе ГМП все равно придется обеспечивать производство 50% объема нелегального спирта в России (как это делает сегодня с большим успехом украинская ГМП на спирт). От введения ГМП в России не изменится спрос населения на  нелегальную алкогольную продукцию и ее суррогаты. Более того, этот спрос в кризис только растет. А 2010 г. будет гораздо более трудным в социальном плане, чем 2009 г. И власть это, наконец-то, поняла.

Да мы не противники ГМП на спирт, да сколько угодно. Но сегодня  получится – очень негативная, да еще и дискредитирующая власть конструкция. И государство ни денег с этого не поимеет, ни политических  плюсов. ГМП будет социально вынуждена поддерживать рынок нелегального спирта и водки. Сначала надо обелить рынок, а уже потом вводить ГМП на спирт. А вовсе не наоборот.

Без обеспечения легальной алкогольной продукцией всех социальных слоев России – любая алкогольная реформа России- утопия. Когда все начиналось в 2000 г. и стали расти цены на нефть, и государство богатеть, то на маргиналов просто перестали обращать внимание. Ну, пили там 20 млн потребителей дешевую нелегальную водку и суррогты, и бог с ними. Возможно, власть предполагала, что они (маргиналы) поднимутся за это время до уровня "нормальных" потребителей или просто исчезнут. Но они оказались неистребимы- о чем свидетельствует стабильный рынок нелегальной и легальной водки в эти годы (объем легальной – около 130 млн дал в го, и нелегальной около 65 млн дал). Мы ничего не говорим здесь об их потреблении суррогатов (но и там где-то по нашим прикидкам было не менее 60 млн дал в год). А вот с 4  квартала 2009 г. маргинальность алкогольного рынка  в России начала резко расти. Легальный рынок потерял в 2008 г. 10 млн водки и ЛВИ, а в 2009 потеряет еще около 15 млн дал. Процесс необратимый, как падение уровня жизни населения и его доходов. В 2010 легальный рынок потеряет (чтобы не сделало из перечня нынешних законодательных инициатив еще не менее 8 млн дал; итого всего за 3 года – 33 млн дал).

И мы сами против избыточной, паскудной (но социально- вынужденной) алкоголизации России. И мы не  предлагаем  увеличить потребление алкоголя в России, а лишь признать существование  нелегального рынка и его причины, легализовать его, а затем  уже легальными  методами регулировать  максимально легальный рынок, вплоть до разумного сокращения потребления, менять потребительскую  структуру рынка. При этом никто не мешает вести активную пропаганду против алкоголя и табака. Привезли из Австралии сигареты, там две трети пачки в антикурительных  комиксах. Сделайте то же самое с алкоголем и табаком в России.  У нас в 2009 г. рынок лег водки и ЛВИ составит менее 110 млн дал + 140 млн дал нелегальной продукции  и суррогатов. И нынешними законодательными инициативами будут регулировать рынок в 110 млн дал, поскольку нереально что-либо сделать с 75-80 млн дал нелегальной водки. Ну, полный экономический абсурд.

Когда стране на 2009 г. насчитывается не менее 25 – 30 млн алкогольных маргиналов, и число их будет в кризис только расти, то отмахиваться от этих людей некрасиво и экономически опасно.

У нас сегодня  алкогольная  реформа должна быть направлена на обеление алкогольного рынка; а антиалкогольная – на снижение потребления и ограничения доступности. И они не должны противоречить и мешать друг другу.

Итак, почему все-таки сегодня модно изгаляться в антиалкогольной пропаганде, и это надо делать, но при этом алкогольная реформа в России все равно провалится.

Алкогольные реформы России в последние  15 лет не учитывают самого главного, а  –  главная часть рынка – потребитель. Государство  пытается регулировать бизнес, но бизнес (лег и нелегальный) ориентируется на потребителя. Это потому что и в Правительстве  и в Думе явно недостаточно  людей с практическими навыками управления в условиях рыночной экономики. Преимущественно либо: партийные функционеры, лоббисты и т.д. Про рыночную реальную экономику они  знают из газет, умных западных книг о капиталистическом  рынке, статистических  отчетов и т.д. Посмотрите на состав Минэкономразвития  России за последние 10 лет. А это те, кто должен был думать о развитии  экономики в России. О какой стратегии может идти речь, если ты не знаешь тактики? Они не учитывают  сложившийся социальный рынок государства – применительно к алкоголю (не социальные услуги, а социальную структуру). Именно алкогольный рынок наиболее ярко отражает все социальные изменения в России. С него можно проецировать ситуацию на всю Россию. И никогда не ошибешься.

Есть мечты и есть реалии. Алкогольная и антиалкогольная политика должны базироваться на трех реалиях:

  • Первая реалия  - в ближайшие 20- 25  лет (какую –бы пропаганду государство не вело; будут ли пить или не будут лидеры государства и т.д.) не менее 70% взрослого населения России будет в той или иной мере употреблять алкоголь (пусть даже серьезно ограниченный по возрасту, месту продаж и потребления, времени, полу и т.д.). При этом надо учитывать, что в России "серьезно" пьют сегодня не более 25% потребителей (выпивают около 50% алкоголя или по 35-40 л абсолютного алкоголя), а остальные 75% выпивают оставшиеся 50% (выпивая по 12-13 л абсолютного алкоголя в среднем, что примерно равно тем самым пограничным западным 8 л в среднем на всех при пересчете на пьющее население);
  • Вторая реалия - малоимущие – тоже люди со своими алкогольными потребностями и низкими финансовыми возможностями. Еще раз подчеркнем, мы не готовы давать "готовые" рецепты, это не наш профиль. Мы изучаем структурные изменения рынка и в своих ежеквартальных отчетах даем рекомендации бизнесу по дальнейшему развитию. Поэтому мы лишь констатируем сложившуюся сегодня ситуацию и ее причины. Уровень жизни значительной части населения России в кризис и после него останется низким. Еще раз подчеркнем: бедное население не перешло с нелегальной водки на легальную (с 30-40 на 85-100 руб. не потому, что его абсолютно не интересует собственный социальный статус, и не потому, что ему всегда готовы предложить нелегальную водку и суррогат по доступной для него цене в необходимом объеме), а именно потому что у него есть объемный запрос (пусть и завышенный) и ценовое ограничение, определяемое уровнем его доходов. Реально, населения с доходом менее 5 000 руб. в России не менее 35 млн человек, а ниже 7 000 на душу в месяц не менее 55 млн человек. Это огромная армия реально существующих потребителей, которая и составляет костяк  потребления 140 млн дал нелегальной водки и суррогатов в 2009 г. Кто пьет суррогаты, для них и водка уже премиум. Государство, сознательно забывая об этой группе потребителей (а проблема доступа для всех социальных категорий населения легального алкоголя решена в любой стране; пусть и разыми методами), поддерживает рынок нелегальной водки многие годы. Создавая базу для коррупции в объеме 1,5 – 2 млрд дол в год. Пусть государство делает для этой группы на госзаводах (монопольно) легальную безакцизную водку  невысокого качества (1 торговую марку, больше не надо) и продает в рознице по 35 рублей (не дороже) из спирта "Экстра", жесткую, а не мягкую. Жесткая водка  в советское время была в порядке вещей. Сегодня ее такую будут пить только представители нижнего контингента.  И не перейдут на эту водку потребители водки по минимальной легальной цене – в 85-90 руб., как не делают этого сегодня (пока им позволит финансовое состояние). Только сначала за пару месяцев надо провести такой опыт в одном из регионов России: начать на местном заводе, принадлежащем РСП, выпуск такой водки и полностью закрыть на это время доступ нелегальной продукции в регион и ее продажу. Это вполне по силам местной власти. Проблема государства не в том, что но принимает плохие законы на алкогольном рынке. Оно не в состоянии добиться их выполнения. Ясно, что ЕГАИС – блеф, но уж идеальная система акцизных складов, на каждом из которых сидел представитель ФНС, которая легализовала всю нелегальную водку в России с ведома сотрудников  ФНС, которые за это получали деньги- тоже не сработала. Кто в этом виноват больше – рынок или государство?

В  ситуации с выпуском дешевой госводки  для малоимущих проблема максимальной легализации будет решена. Больше пить ее не будут. А доступ молодежи к алкоголю надо не ценой регулировать, а запретом на продажу и потребление с серьезными карательными мерами как для продающего, так и для потребляющего. И можно уже будет государству спокойно регулировать весь рынок. И одновременно пропагандировать  трезвость для нормальных людей. И после этого можно устанавливать минимальную цену для  хорошей водки.  И бороться с региональным сепартизмом. Кто скажет, что и это предложение утопия. Пусть. Но либо мы официально признаем существование этих потребителей, либо нет. Чтобы государство  не делало на алкогольном рынке, оно всегда при нашем жутком социальном расслоении будет упираться в растущий класс (группу) малоимущих. И если производители всех видов продукции имеют легальный, но рынок  фальсифицированной продукции (производители колбасы  могут положить 2% мяса в колбасу и дать ее малоимущим, то легальный крепкий алкоголь для малоимущих не предусмотрен; даже легальный  винный напиток под названием "вино"  для них по 50 руб. за 1 л российский винный рынок делает, а крепкого - нет).

Небольшое отступление перед третьей реалией. А почему бы нам не ввести такие ограничения (можете считать это предложениями "ЦИФРРА"):

  • набрать в органы контроля (милицию и т.д.) честных и принципиальных людей – по спецпартийному набору из членов партии "Единая Россия" и "Справедливая Россия" (как "двадцатипятитысячников" в период коллективизации);
  • запретить продажу и употребление алкоголя лицам, не достигшим 21 года. Работникам розничной торговли разрешить проверку документов у лиц, возраст которых может вызвать сомнение у продавца. Ввести уголовную ответственность для продавцов, осуществляющих продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года;
  • запретить продажу любой алкогольной продукции в местах повышенной опасности, в частности на транспорте (в самолетах и поездах). Запретить доступ на транспорт лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Запретить доступ  в самолеты лиц, в ручной клади которых находится алкоголь;

 - запретить розничные продажи алкогольной продукции по воскресеньям или праздничным дням, предшествующим рабочему дню (за исключением системы общественного питания). Разрешить розничные продажи алкоголя в магазинах в прочие дни с 11.00 до 21.00;

  • ввести пиво в состав алкогольной продукции;
  • разрешить продажи алкогольной продукции только в стационарных магазинах, площадь которых превышает 50 кв м. В сельской местности исключения могут делаться по решению местных администраций;
  • восстановить систему принудительного лечения граждан (лечебно – трудовые профилактории);   
  • вести уголовную ответственность за производство нелегальной алкогольной продукции (после создания программы производства легальной безакцизной на условиях госмонополии алкогольной продукции для малоимущих слоев населения);
  • разработать государственную программу на 2010 – 2030 г.г. по преодолению пьянства и алкоголизма путем  постепенного изменения структуры потребления населения, для чего обеспечить долгосрочную государственную поддержку отечественному виноградарству и виноделию в южных регионах России, что одновременно позволит решить и социальные проблемы в этих районах;
  • запретить любую рекламу алкогольной продукции в СМИ (включая Интернет), а также на кабельных каналах ТВ и т.д.  Запретить дистанционные розничные  продажи алкоголя через Интернет. Разрешить рекламу только в местах продаж алкоголя и в профильных СМИ;
  • в целях безопасности окружающих  и развития личной ответственности граждан  запретить появление лиц в нетрезвом состоянии на улице. Ввести для лиц старше 21 года подобной категории в виде формы воздействия помимо денежного штрафа обязательные общественные работы в течение 30 часов в нерабочее время;
  • для детей и подростков старше 14 лет, замеченных в употреблении алкоголя,  ввести обязательное участие в общественных работах в течение 20 часов во внеучебное время; .
  • органам контроля безукоснительно обеспечить выполнение требований.

Ну, а теперь идем дальше.

  • Третья реалия- правильно расставить акценты в начавшейся бессистемно антиалкогольной компании. Понимание того, что в реалии компания 1985- 1990 г.г. снизила в 2 раза лишь официальные показатели потребления, а не реальные, и что эта компания была лишь одним из факторов роста продолжительности жизни  (мы, как свидетели того периода в разумном возрасте, продолжаем настаивать на том, что росту продолжительности жизни в не меньшей степени способствовала надежда на дополнительное серьезно улучшение уровня жизни в ходе перестройки). Фактор социальной надежды был не менее важным в тот период. А в результате ошибочности  антиалкогольной политики государства в тот период мы получили следующее. Антиалкогольная компания дала старт резкому  изменению в худшую сторону  структуры потребления алкоголя в России. Еще раз эти вечные цифры: 1980-1984 г.г.: вино – более 20 л (и даже крепленые вина – на натуральной основе- винограда на все хватало, и еще везли из Алжира виноматериал – 30% объема); 13-14  л крепкого алкоголя и самогона; 25 л пива; структура- виноводочная. В 1986- 1989  объем  легального потребления  водки уже практически равен потреблению вина (при этом объем домашнего производства в тот период не поддается учету; у вашего покорного слуги, который не являлся большим поклонником алкоголя  постоянно стояли дома 2-3 трехлитровые банки с домашним вином и медицинской перчаткой на горлышке). А уж сколько гнали в тот период самогона… Надо быть очень наивным, чтобы пользоваться в оценке реального потребления статцифрами того периода (Таблица с этими данными ниже). 1991- 1995: вина – 3 л; 14-15 л крепкого и суррогатов; 17-18  л пива. Кризис окончательно и надолго закрепил северную модель нашего потребления. А с 1995 г. рынок повели (как Сусанин) западные пивные компании в пивном направлении, не в ущерб ни крепкому алкоголю, ни САН, а лишь – вину. Так и шли мы до кризиса 2008 г. Поэтому третьей реалией должно быть понимание государством  простой истины:  рынок сам в алкоголе (если есть желание как-то снизить эту напасть) ничего не отрегулирует на уровне спроса и предложения. Надо влезать в структуру и регулировать на уровне структуры потребления акцизной политикой и т.д. В САН уже влезли глубоко; в пиво только собираются занырнуть. Но пока еще нет понимания- что и с чем из напитков реально конкурирует и может конкурировать  уже на уровне потребителя в разных социальных слоях. Придется и до классовой структуры  общества дойти. Мы через алкогольный рынок вышли в 2006 г. к неизбежности глобального экономического кризиса  на фондовом рынке. Очень полезно изучать алкогольный рынок.

Таблица 1. Среднедушевое потребление легальной алкогольной продукции в России с 1970 по 1995 г.г.

Если в прошлый раз социальный кризис наложился на антиалкогольную компанию, то в настоящее время мы накладываем антиалкогольную компанию на социальный кризис. Поэтому проводить ее надо значительно разумнее (так обещано сверху).

Ни экономически, ни административно в кризис (и до него) государство противопоставить нелегальному рынку водки не может и не хочет. Именно поэтому инициатором всех разговоров о нелегальном рынке все последние 10 лет был ни кто иной  как легальный бизнес. Смотрите в какой социально- экономически – алкогольный тупик  завело себя государство за 8 бездарных  (в этом плане) лет. 2000- 2001 г.г. – цена легальной водки – 31-32 рубля. Нелегальной – около 20 руб. Разрыв в  процентах  велик, в рублях – мизерен. Условный заработок нелегала – с бутылки пусть 10 руб. или 0,3- 0,35 дол.  Сейчас все станет ясно – кто и почему сохранял такую алкогольную политику с "незамечанием" огромной массы малоимущих.

2008 – 2009 г.г. – легальная водка (если уж быть честными) – не ниже 95 руб., нелегальная – от 35 руб. (пусть 40 руб.). Разница – около 50 руб. Почти 2 дол. Кто-то сознательно (зная, что водку пить не перестанут) сознательно!!!!  повышал акциз, тем самым увеличивая заработок тех, кто кормится с производителей и продавцов нелегальной водки. Наивно и неумно предполагать, что все сэкономленные деньги на акцизе производители оставляю себе. Именно поэтому рынок легальной водки был стабилен все это время, ведь заработок с каждой бутылке всех звеньев товаропроводящей цепочки  этой продукции и их покровителей вырос всего на всего в 5 раз (с 10 до 50 руб- примерно; пусть в 4 раза). А курс доллара –то в это время был 28-31 руб. – в принципе стабилен. Хороший заработок при не наращивании объема нелегальной водки (она так и была все тучные годы – около 65-70 млн дал).

Здесь  мы чуть выше сознательно приврали- эта ситуация будет, если сегодня введут реальную минимальную цену на водку. Никакая легальная не вытеснит нелегальную в полок в самом дешевом легальном  сегменте. Просто до введения минимальной цены для хорошей водки надо решить проблему с водкой для неимущих.

А тогда (в 2002 г.) отмена минимальной цены (или неиндексация ее в следующем году) привела к тому, что государство спокойно каждый год повышало акцизы на легальную водку, потому что у государств был все эти годы надежный тыл – нелегальный производитель, решающий важнейшую социальную задачу по обеспечению на тот момент 20 млн потребителей из числа малоимущих доступной по цене качественной заводской водкой. И как оно с ним может бороться?  И вроде бы доходы в бюджет росли. А рынок малоимущих был просто предан государством и отдан на откуп (в лучших традициях российской истории) нелегальному рынку, где он и счастливо пребывает до сих пор.

И сегодня на первом плане не просто проблема нелегального алкогольного рынка, а проблема потребления любой продукции растущим классом (слоем, сегментом, группой  и т.д.) малоимущих, алкогольной  численностью в 2009 г.  в 30 млн человек , а общей- не менее 50 млн.  И именно поэтому провалится в России любая алкогольная реформа, направленная на снижение нелегального рынка алкоголя. А раз он сохранится, то бессмысленно вводить какие-то лицензирования перевозки спирта, сказочно- мифические госмонополии и т.д.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |