Согласно подготовленному для газеты "Коммерсантъ" исследовательской компанией "Бизнес Аналитика" рейтингу крупнейших производителей водки в первом полугодии 2009 года, лидером рынка по-прежнему остается "Русский Алкоголь" (водки "Зеленая марка", "Журавли"), его доля больше, чем доли занимающих второе и третье места компаний "Синергия" ("Белуга", "Русский лед") и "Винэксим", вместе взятых: 15,6% против 7,2% и 5,1% соответственно. Доля брендов холдинга — водок "Зеленая марка" и "Журавли" также выросла до 10,6% и 2,9% соответственно.
По данным "Бизнес Аналитика", "Русский Алкоголь" стал единственной компанией, которая в кризис показала даже лучшие результаты, чем в первой половине 2008 года. Например, если в первом полугодии 2008 года к аналогичному периоду 2007 года доля "Русского Алкоголя" выросла на 3,7 п. п., то в 2009 году доля холдинга увеличилась уже на 4,2 п. п.
Остальные компании, активно развивающиеся до кризиса, в 2009 году снизили темпы, а некоторые даже потеряли позиции по сравнению с 2007 годом. Так, "Московский завод "Кристалл"" снизил долю с 4% в первом полугодии 2008 года до 3,9% в первом полугодии 2009 года, "Алкогольные заводы "Гросс"" потеряли 1,4 п. п. рынка (2,9%), при этом доля самого популярного бренда компании — водки "Славянская" — упала на 0,6 п. п., до 1,9%. Самое значительное падение — 5 п. п.— у холдинга "Веда", еще в конце 2008 года остановившего производство.
По словам главы ЦИФРРА Вадима Дробиза, до кризиса рыночная доля компании и ее брендов была основным критерием инвестиционной привлекательности, поэтому участники рынка могли тратить на развитие продаж больше, чем зарабатывали. "Но в кризис поддерживать виртуальную капитализацию, не имея потенциального инвестора, слишком дорого и опасно", — объясняет г-н Дробиз. Владелец "Алкогольных заводов "Гросс"" Ренат Хузин соглашается, что если раньше компания могла позволить себе работать некоторые месяцы без прибыли, то сейчас АЗГ сознательно сократили отгрузки.
Глава "Бизнес Аналитик" Андрей Стерлин считает, несмотря на снижение доли отдельных производителей, консолидация рынка продолжится. "Большинство федеральных брендов относится к среднеценовому (от 115 руб. за 0,5 л) или субпремиальному (от 135 руб.) сегментам, а их доля, по данным агентства, растет даже в кризис (на 0,6 п. п. и 0,2 п. п. соответственно), - отмечает он. - Падение же продаж наиболее явно в незначительном по объему премиальном (от 245 руб.) сегменте и нише "экономводки" (до 115 руб.)".
Архив новостей