Белорусы
В Беларуси утверждены квоты на производство алкогольной продукции в 2010 году. В соответствии с постановлением правительства квота на производство водки и ЛВИ в будущем году составит 15,975 млн. дал и уменьшится на 3,2% по сравнению с 2009-м. Не надо путать это с коррупционным в любом случае российским квотированием. Белорусское предполагает и учитывает реальные потребности рынка, а российское – коррупционное регулирование любого рынка (спиртового, водочного, да хоть гвоздевого). Итак, предполагается, что средний белорус выпьет честной, корректной и легальной водки и ЛВИ – 16,5 л. Никого это не напугало до смерти, хотя там тоже понимают, что это очень много. Но также там понимают, что планировать снижении потребления алкоголя в 2 раза ради победы в следующих выборах – не стоит. Ведь придется за это отвечать, надеемся. Мы в России можем посчитать потребление водки и ЛВИ точно лишь на уровне 7,5 л на душу (в 2009 г.).
На 10,9% по сравнению с 2009 годом увеличится квота на выпуск коньяка - до 305 тыс. дал, вин плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии - на 42,8% до 8,285 млн. дал (очень высокий для плодовых вин уровень – 8,6 л на душу в год). Производство советского шампанского и других игристых вин возрастет на 7,1% до 1,5 млн. дал (по полторы бутылки на душу, как в России). В 2010 году предусмотрено снижение на 3,6% до 10,845 млн. дал выпуска спирта этилового из пищевого сырья. Вин плодовых крепленых ординарных на 33,8% до 11,435 млн. дал (11,8 л на душу; это выполняется госпрограмма по изменению структуры потребления населения). Итого, объем производства плодовых вин в Белоруссии – 20,4 л в год на одного белоруса. А мы все считаем их культуру алкоголя "недалекой"- да они только плодового вина выпивают в 3 раза больше, чем мы виноградного, плодового и шампанского. Вот наши бы и спросили – как им это удается? Значительная часть плодового вина – это вино "повышенной" крепости- сродни нашим портвейнам. Только у нас портвейн – продукт спиртовохимический, а там - на натуральной плодовой основе. И это белорусы однозначно решают проблему частичного замещения водки и ЛВИ (даже прит таком уровне) креплеными плодовыми винами. Кстати, самогона гонят в Белоруссии много, в Полесье целые заводики в лесах стоят. На самом деле – у чиновников России всегда была возможность перенимать передовой позитивный и негативный опыт соседей.
Квота на выпуск виноградных вин уменьшилась на 28,6% до 2,6 млн. дал. Вот это старнно. Но видимо – рынок и белорусы пока не готовы поддержать программу перехода на виноградное вино в ущерб плодового. Виноградного- 2,69 л на душу в год. Итого, белорусы – практически европейцы с их 23 л вина в год на душу, а мы остаемся пиво-водочными папуасами. Даже белорусский насквозь прозрачный рынок рисует тенденции: там рынок водки частично замещается самогоном (на 3%-5%); у нас тоже самое могло произойти в сегменте водки и суррогатов. Белорусы вынуждены ловить тенденции, потому как госрегулирование тотальное: поэтому если рынок всего вина был в 2009 г. равен 28,17 млн дал, то снижение потребление вина (вполне закономерное для страны все-таки с водочной культурой) в 2010 произойдет до 23,82 млн дал или на 14,5% (как и в России в 2009).
Самое удивительно, что белорусы практически до сих пор сохранили советскую структуру потребления.
Кстати, там государство достаточно мобильно реагирует (а не раз в год, как у нас) на ситуацию. В нынешнем году правительство дважды вносило изменения в утвержденные квоты на производство алкогольной продукции в 2009 году.
Украинцы
Мы считали все время это сами в наших ежемесячных материалах о братьях-славянах , но вот украинцы подтвердили наши расчеты. "За 10 месяцев текущего года рынок водки и ЛВИ упал на 12%. Да и самих производителей поубавилось. Как утверждают в ассоциации "Укрводка", если в первом полугодии водку и ЛВИ производило 61 предприятие, то уже в июле активных игроков осталось только 34. Падение обусловлено двумя факторами: последствиями мирового финансового-экономического кризиса и настойчивым желанием властей залатать бюджетные дыры доходами от повышения ставок акцизного сбора". О проблемах украинских компаний мы писали совсем недавно.
В то же время все больше вакантных мест освобождается на водочном рынке. И производители торопятся их занять даже новыми торговыми марками. "Хортица" вывела новую торговую марку "Хлебушек" для родного рынка (цена на пределе минимальной розничной – 18-18,5 грн). Про их новый для России бренд написали уже все - Russian new (разместили заказ на розлив этой водки на заводе "Столичный трестъ"). Кстати, товарищи украинцы, милости просим вас со своим деньгами и брендами в Россию. Тут вас примут с желанием многие заводы, готовые помочь в производстве вашей водки.
Компания "Nemiroff Холдинг", в октябре 2009 года представила рынку "Nemiroff Delikat" в среднеценовом сегменте - от 25 грн. за бутылку 0,5 л.
А весной компания "Олимп" запустила производство водки "Истина" опять же в среднеценовом сегменте рекомендованной розничной стоимостью 19,50 за бутылку 0,5 л.
Как сказал генеральный директор ООО НАТ ГК "Баядера" Роман Вашколуп, новые торговые марки его компания выводить не намерена, поскольку портфель брендов производителя во всех ценовых сегментах уже достаточно сбалансирован. При всем своем желании украинское Правительство остановить водочную жизнь не способно, хотя очень старается.
Пытаются вывести украинцы свой спиртовой рынок из кризиса. Падение там началось в 2007 г. (мы тогда много об этом писали поскольку украинцы- чиновники – а там спирт насквозь государственный – пытались за свой провал даже на российский спирт вину списать). Нам тогда удалось это с цифрами опровергнуть. Тем более, что экспортом спирта Россия заниматься не умеет: украинцы в 2006 и ранее на экспорт отправляли до 35% своего производства – под 110 млн л в год, а мы до 15 млн л не дотягивали – ведь у нас половина спирта нелегальная, какой смысл его гонять куда-то.
В Украине сегодня главная задача – снизить себестоимость спирта. Для примера: за три последних года цены на зерно там выросли на 51%, на мелассу — на 98%, на энергоносители — более чем в 3 раза. С начала 2009 года цена на газ выросла более чем в 5 раз. Поэтому одним из факторов уменьшения экспорта этилового спирта является его подорожание из-за повышения цен на сырье и энергоносители. Несмотря на это, за последние несколько месяцев текущего года наблюдается динамика роста экспорта этилового спирта. Так, если в июле было экспортировано 304, 3 тыс. дал, то в августе уже 334,4 тыс. дал, в сентябре — 553,69 тыс. дал, в октябре — 577,51 тыс. дал. В настоящее время предприятия концерна осуществляют поставки спирта в страны Западной Европы, Средней Азии и Кавказа. Традиционными для них являются рынки Средней Азии и Кавказа. Там используют украинскую продукцию в производстве ликероводочных изделий, для которых необходим спирт класса "экстра" и "люкс", цена которого в данный момент составляет от 7,5 до 7,7 дол.
Молдавия
Вслед за Украиной и Россией наши молдавские товарищи с 2010 г. вводят минимальные цены продажи на крепкие алкогольные напитки. Это предусматривает бюджетно-налоговая политика на 2010 г., которую парламент Молдавии одобрил накануне на своем пленарном заседании. Согласно поправкам, внесенным в действующее законодательство, минимальная цена продажи крепких алкогольных напитков при оптовой торговле составит 36 леев (2,9 долл.) за литр, а для розничной торговли - 50 леев (4,1 долл.) за литр или 25 леев (2,05 дол за 0,5 л). Проверим на нашей теории: на среднюю зарплату должна быть возможность приобрести не менее 120 -130 бутылок, а на минимальную – не менее 100, чтобы рынок нелегальной продукции был минимизирован.
Минимальная зарплата там около 700 леев (28 бутылок водки – рынок легальной водки обречен). А средняя зарплата – около 2 800 – 2 900 леев (116 бутылок) – рынок легальной водки там находится на грани (как и в России) даже для граждан со средним уровнем зарплаты.
Архив новостей