Очевидно, что с 2000 по 2006 г.г. был угроблен целый ряд производителей Края. По двум основным причинам: Край не давал своим производить нелегальную дешевую водку (и, если говорить начистоту, то это было большой ошибкой местных административных органов и Красноярского Края, и других регионов, где в результате такой политики нишу водки для малообеспеченных занимала нелегальная водка Московской, Ленинградской областей, республик Кавказа и т.д. – то есть, чужая водка. Наличие этой водки решало проблему доступности качественной водки для малоимущих, но не решало проблемы местного производства водки). Второй важной задачей разрушения местного производства из Москвы было – снизить производство местной региональной водки ради крупных федеральных компаний.
На лицо явное недомыслие в тот период в области государственной политики по регулированию нелегального рынка водки- нельзя было создавать территориальные центры (например, КБР) по производству нелегальной водки, надо было дать возможность каждому региону самому решать эту проблему. Необходимые потребности в объемах легальной и нелегальной водки каждого региона давно известны. Регионы бы справились с этим сами (работали бы в сегменте народной водки до 100 руб.) и особо не лезли бы в сегмент федеральных брендов (свыше 110 – 130 руб.).
Уже перед самым введением минимальной цены Красноярский Край фактически "вышиб" со своей территории дешевую нелегальную водку. Своя минимальная цена в Крае выше 89 руб. И население как-то к этому притирается.
Мы теперь помимо ежемесячного материала о Братьях-славянах и их борьбе за производство и с производством постараемся давать ежеквартальные Таблицы о том, как развивается "здоровый региональный сепаратизм" по борьбе с нелегальной водкой в регионах. По итогам 1 полугодия 2009 мы такой материал давали – с критикой бессмысленного сепаратизма, который не приводил к росту собственного производства в регионах; теперь продлим ту таблицу еще на квартал (Таблица 1). Жирным шрифтом выделены в Таблице регионы, "уличенные" ранее (в 2007- 2009) федеральными компаниями в региональном сепаратизме в отношении завозной продукции. Понятно, что падения не всегда означают спад продукции региона на местном рынке – дешевая одинаковая водка в России "бессмысленно" катается по всей территории; падение может быть вызвано спадом поставок в другие регионы, так же как и рост- "импортом" в другие регионы.
Кардинально, пожалуй, ситуация не изменилась нигде с июля по сентябрь - кроме ЮФО: там спад производства (-6%) в 1 полугодии сменился ростом производства по итогам января- сентября 2009 на (+17,3%). При этом существенные объемные изменения (дополнительная частичная легализация продукции) произошли именно в республиках Кавказа (КБР – рост с 20% до 56,7%; РСО – снижение спада на 43% до спада на 2,1%). То есть, вывоз учтено-легальной продукции (или частично легальной) оттуда вырос.
Также обращает на себя "сепаратисткая" Пензенская область: по итогам 1 полугодия 2009 – спад на (-23,5%), а по итогам января- сентября (+12,1%). Местная власть дала четкую установку на восстановление местного производства.
Первые два месяца 4 квартала не слишком изменили расстановку сил: но в результате "заколбасило" Воронежскую область – с (+6,6%) в январе- сентябре до (-42,7%) в январе- ноябре, а также Владимирскую с (-42%) до (+21%). Да еще РСО-Алания потеряла часть производства (видимо, за счет "Истока"): с (-2,1%) до (-47,6%). В то же время смешно, что практически утратили свое производство водки и ЛВИ: Волгоградская область, а также Орловская и Липецкая.
Посмотрим, станет или не станет основным трендом в 2010 г. восстановление местного производства и тотальное господство местной продукции в сегменте водки до 100 руб. в регионах, как это произошло с российским вином после апреля 2006 (тотальное господство только российского вина в сегменте до 100 руб. с вытеснением импорта за пределы 120- 130 руб.).
Есть успехи и у Красноярского Края- там спад в (-6%) в 1 полугодии перешел в рост (+7%). Значит, борьба с нелегальной водкой дала свои первые результаты.
А сейчас там даст всем прикурить "Шушенская марка" и завод "Байкалфарма". Та же "Шушенская марка" в 2008 г. занимала 20% внутреннего рынка; по итогам 2009 – 25%; в 2010 г. будет соревноваться за то, чтобы занять 30%. Должен выйти на "хорошую" долю рынка в 2010 г. и красноярский завод "Байкалфарма".
И таких регионов (среди крупных) должно быть немало.
Архив новостей