- Александр Юрьевич, как вы оцениваете сложившуюся ситуацию вокруг вновь введенной процедуры лицензирования импортируемой винодельческой продукции?
- Мы, конечно, не испытываем радости по поводу того, что последние две недели вместо выполнения прямых задач – импорта продукции, все силы нами брошены на работу по получению требуемых лицензий. Да и наших клиентов эта ситуация не может радовать. Но возникновение подобных форс-мажорных ситуаций для рынка – не новость, и нами накоплен отличный опыт по мобилизации сил в подобных условиях. Так что, мы приняли для себя как данность: главное сейчас – как можно быстрее пройти этот сложный период, войти в правовую зону требований, предъявленных государством к нашей деятельности, и возобновить работу.
- А разве могла быть иная реакция на происходящее, кроме как принять это как данность?
– С нашей точки зрения - не могла. Очевидно, что таможенный союз гораздо более важен для экономического развития трех государств, чем временные затруднения отдельно взятой отрасли, которые, к тому же, вполне преодолимы при определенных усилиях. Тем более, что, по нашим оценкам, 2-3 ближайших месяца ждать дефицита импортного вина не приходится. Ноябрь-декабрь – традиционно "высокий сезон", и завезенная в этот период продукция позволит продержаться компаниям на время получения лицензий. Кроме того, вся продукция, готовившаяся ко ввозу в январе-феврале, отмаркирована и находится либо на складах производителя, либо на складах, приближенных к границам России. А, значит, после выдачи лицензий она очень быстро дойдет до полки.
- А что все-таки произошло на самом деле, и действительно ли так все безнадежно, как может показаться из публикаций в СМИ?
- С нового года в связи с образованием Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) и принятых соглашений в рамках нового объединения, вступили в силу изменения правил ввоза импортной продукции. Соответствующее решение советом Союза было принято 27 ноября 2009 года. Самостоятельно участникам рынка отследить все нормативные документы, которые могут повлиять на их деятельность, очень непросто. "Российская газета", например, публикует лишь самые основные из них. Кроме того, ноябрь-декабрь для импортеров алкоголя – горячее время, так называемый "высокий сезон". И большие объемы работы не позволили нам уделить этому вопросу должное внимание.
К сожалению, официальное уведомление о новом порядке импорта – информационное письмо ФТС – было подписано лишь 25 декабря, а до органов и организаций, обязанных его исполнять, дошло только 30 декабря.
Из этого письма стало понятно, что лицензированием импортного вина (как ранее водки и текилы) будет заниматься Минпромторг. 11 января выпуск товара в свободное обращение был остановлен.
- В связи с этим, какие действия были предприняты непосредственно вашей компанией?
- Обратившись за разъяснениями, мы осознали, что необходимость в лицензировании алкогольной продукции более чем для 200 наших клиентов – это не простая формальность, а реальная необходимость. Для этого требовалось наладить взаимодействие с сотрудниками Минпромторга, которые тоже оказались в непростой ситуации: потребность рынка в лицензиях одномоментно выросла в 70 (!) раз. Ранее, по нашим подсчетам, в среднем в месяц выдавалось порядка 120-150 лицензий на ввозимый крепкий алкоголь. Сейчас же, по разным оценкам, единовременно эта цифра может составить 6-10 тыс.
Причем, поскольку импорт вина уже несколько лет не лицензируется, возникло очень много методических вопросов. В связи с тем, что в дальнейшем на базе выданных лицензий предстоит оформлять не только пересечение границы, но и таможенный выпуск, в них просто не допустимы ошибки: ни в наименовании производителя, ни в наименовании продукции, ни в юридическом адресе, ни в реквизитах.
Нужно еще учитывать, что большинство контрактов было заключено несколько лет назад (а, как правило, за это время в них вносится немало изменений). Поэтому возникла необходимость серьезной ревизии контрактной и, в целом, всей юридической базы с целью вычленения актуальной информации, которая должна быть корректно отражена в электронной заявке, подаваемой в Минпромторг. Так что, на подготовку необходимых документов у нас ушло не менее двух дней.
Мы экстренно реорганизовали работу компании: мобилизовали сотрудников, перераспределили функции и сферы ответственности между ними, проделали большую работу с клиентами, уточнив у каждого из них первоочередные потребности. На данный момент нами уже подано 75% заявлений на получение лицензий от всех необходимых нам, а это более 400 комплектов документов. В настоящее время ожидаем столь же массового их получения.
- Скоординировать собственные действия с работой госструктур удалось?
- 11 января на сайте Минпромторга появилась программа, скачав которую и участники рынка могли оформить свои заявки. Правда, в программу эту периодически вносились изменения, учитывая согласования с таможенными органами, которые (надо отдать им должное) вошли в положение импортеров. Они точно также оказались вынуждены оперативно выполнять принятые решения. Оказалось, что ряд грузов уже пересекли границу и находятся на складах временного хранения, но выпустить их в свободное обращение без лицензии нельзя. Был разработан специальный порядок, который позволил импортерам представлять в таможню документ, подтверждающий наличие поданного заявления на лицензию. На основании этого компании могут забрать свой товар в условный выпуск на собственный склад. Это снижает издержки по хранению товара на СВХ. Сейчас в ФТС, по нашим данным, проводятся подготовительные мероприятия для того, чтобы быть готовыми оперативно регистрировать все те многочисленные лицензии, которые, как надеемся, в ближайшее время мы туда передадим.
Сотрудники Минпромторга тоже не отдыхали. Например, разбор ими поданных заявлений продолжался и после окончания рабочего дня. Кроме того, они выходили на работу в выходные дни. При этом они успевали довольно оперативно консультировать участников рынка, отвечая по телефону на все возникавшие вопросы. Это отчасти позволило избежать ошибок при оформлении документов и, соответственно, уменьшить временные издержки. Был организован график подачи заявлений, усилен региональный аппарат за счет сотрудников из центра.
- Как бы Вы в итоге охарактеризовали сложившуюся на данный момент ситуацию?
Безусловно, она не катастрофична. Более того, сегодня уже можно сказать, что все вовлеченные в разрешение проблемы организации активно и оперативно предпринимают необходимые действия, и мы надеемся, что уже в самое ближайшее время все стабилизируется.
Архив новостей