AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 8148 / 10 064 798
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


18.03.2010 03.26

Американский дневник - 7


11 и 12 марта были для меня самыми важными для понимания работы алкогольного рынка в США. Дело в том, что они вовсе не большие трезвенники чем мы. Но – по порядку.

12 с утра – морось, пасмурно. Надо же и в Америке увидеть весь диапазон погоды. Снег на улицах Вашингтона и в  пригородах кое- где до сих пор лежит.

Весна больше похожа на осень - там, где нет вечнозеленых деревьев. Более того, в пригородах – на деревьях много желтых листьев, а на земле –  прошлогодняя листва. Едем по уже очень знакомых улицам города вдоль Потомака. Потомак в дождь очень напоминает вынутую из гранита питерскую Неву. Почему они здесь до сих пор не одели в гранит Потомак в черте города – непонятно. Проезжаем знаменитый Вашингтонский рыбный рынок.  Потомак – широкая река. В Вашингтоне много мощных мостов (как в Москве и Питере), а – ни одного суденышка. Мосты – не разводные. Видимо, дополнительные преграды для  вражеского флота.

В Америке антиалкогольные программы реализуют, похоже,  все ведомства (в той или иной степени), но вместе с бизнесом.

Первая встреча в американском федеральном  "ГАИ" - в Национальной администрации по безопасности движения (NHTSA).

Дороги – основа Америки, ее вены и артерии. Жизнь бьет ключом вдоль дорог.

С нами встречаются три чиновника средних лет- вторые, третьи лица в организации. Один совсем еще недавно возглавлял "ГАИ" в Калифорнии, теперь переведен в Федеральное ведомство. Уровень всех встреч с американской стороны очень высок для нашего общественного визита. Это действительно большая честь для нашей группы. Это дает понять,  насколько к этим программам обмена серьезно относятся в США. Не очень верится, что чиновники такого ранга и такого количества государственных и частных организаций в России стали бы встречаться с ответной делегацией.

Главная проблема их ГАИ - вождение в нетрезвом состоянии. К началу вождения с 16 лет все относятся положительно, никого это не смущает. Факт не подвергается сомнению. Это часть американской культуры; поэтому надо не возраст ограничивать (например, 18 – как у нас), а работать с водителями, что они и делают в Америке.  

Федеральное ГАИ - это всего 600 человек: 500 в этом офисе, 100 человек в филиалах в штатах. Задача – решение проблем безопасности дорожного движения. Но есть еще и свои ГАИ в самих штатах. Бюджет  организации – 900 млн. дол в год; 600 млн. дол транзитом идет в штаты. 300 млн. дол на программы федерального уровня. Много занимаются исследованиями, научной работой. Вот это точно – отличительная черта Америки (в любом вопросе – масса исследований).

Ответственность за воспитание американского водителя лежит на штате, где он живет. Там он получает права штата, которые действительны по всей Америке. В каждом штате свои законы по ограничению вождения в нетрезвом состоянии (объем и доза алкоголя, и т.д.).  Федеральный орган разрабатывает рекомендательные программы, но заставить штат принять программу не может.

Спрашиваю про систему техосмотров. Увы, там такого на федеральном уровне нет, есть требования к новому автомобилю и все. А дальше все лежит на штате: где –то иногда проверяют шины и т.д.; где- то жестко контролирую выброс. Доказать федеральному органу штатам необходимость регулярных техосмотров не удалось (пока). Спрашивают – как у нас. Отвечаем – проверяют, но обойти проверку можно. Они говорят – и у них можно, а раз такая возможность есть, то нет смысла зацикливаться.

Основная причина ДТП на дорогах для водителей до 34 лет – избыток алкоголя.  И борются они именно со злоупотреблением алкоголя за рулем, а вот уже с попавшими в аварии по этой причине водителями – за трезвость.

В 2009 г. на дорогах Америки в ДТП погибли 30 000 человек ( 0,01% всего населения Америки). При этом в результате их программ и всеобщего (государства, общества, бизнеса) давления на водителей происходит падение смертности (в 2008 г. на 9%; в 2009 г. еще на 9%).

Проведенные разными организациями исследования показали следующее (позже я еще раз вернусь к этим их цифрам): среди населения старше 12 лет в США – 5% - алкоголики; 20% - пьют неумеренно и находятся в зоне риска; 35% - пьют умеренно и 40% вообще не пьют (достаточно много не пьет по религиозным убеждениям: тем же мормонам нельзя пить алкоголь и кофе, но в этих штатах – серьезные проблемы с наркотиками; свято место пусто не бывает - нет алкоголя, возникает потребность его чем-то заменить; природа человека не терпит пустоты).

Тем не менее, с 1982 по 2007 г.г. смертность на дорогах по алкогольным причинам упала в 1,5 раза. Они исследуют даже такие моменты -  как зависимость от типа транспортного средства и т.д. Мотоциклисты пьют неумереннее других. Высока смертность в группе молодежи. В основном  такие нетрезвые аварии со смертельным исходом происходят по вечерам, в выходные (пятница, суббота), когда люди общаются, ездят в гости, в рестораны и т.д.

В общем – Федеральные органы разрабатывают не директивы и приказы (усилить, углубить), а именно уже готовые программы (разработанные до мелочей, своего рода – алгоритмы действий; вот это наиболее верный термин – тотальная алгоритмизация на всех уровнях всех процессов).

Подробно рассказали о стратегиях своих действий. Правоприменение. Попытка изменить  социальные нормы вождения в нетрезвом виде. Есть даже такая организация как "Матери Америки против вождения в нетрезвом состоянии" (мы и их посетим). Задача ГАИ – изменить отношение к вождению в пьяном виде, изменить поведение людей и сделать его ответственным. Как–то не вяжется с задачами нашего ГАИ. Тут задействованы в эти программы все: СМИ, политики, медики и т.д.

Вопрос  про  алкозамки (как в Нью-Мехико). Мера находит все большую поддержку в разных штатах. В 2006 г. с такими  устройствами  ездили  99 000 человек; в 2007 – 134 000; в 2008 -  146 000 водителей (из них основная масса – водители от 30 до 40 лет).   Рост связан не с ростом нарушений, а с признанием этой меры эффективной. Это же по решению суда происходит. Сами американские гаишники считают, что попадается лишь 1 из 100 нарушителей.

Спрашиваю – у нас система проверки состояния водителей общественного и грузового транспорта – перед каждым выездом в рейс, а у них. А у них водители коммерческого транспорта проверяются  1 раз в 2 года (несколько реже, чем у нас). В некоторых штатах – может быть, чаще.

Спрашиваю – а почему не оснастить все автомобили алкозамками заранее – перед продажей населению. Это сложно, нужно одобрение общественности. Кроме того, для этого надо изменить технические требования к автомобилям, это сложно. Необходимо такое устройство сделать частью дизайна автомобиля. В общем – в этом направлении  они работают.

Одна из наших девушек спрашивает – запрет продаж алкоголя в выходные  помогает снизить потребление алкоголя и аварии. Как я понял – не особо¸ а если быть более точным - никакой разницы. Но есть общий комплексный, системный  подход, который снижает показатели смертности. От чрезмерного употребления алкоголя значительной частью своего населения Америка никуда не денется.

Они так много и серьезно изучают себя, тестируют   и пытаются воспитывать (наивно верят в воспитание), что мне это напоминает 70 – 80 г.г. советского периода, когда мы воспитывали нового человека.  

Я лично очень слабо верю в воспитательные меры аналогичного характера в России (мы еще психологически не готовы  воспринимать просветительские программы; они имеют место быть, но эффективность их будет крайне низка; мы не прошли через жесткий контроль – в России же сегодня видимость контроля, коррумпированного и нарушителями и проверяющими). У нас пока ГАИ "торгует нарушениями".  

Граждане Америки должны быть благодарны системе за таких гаишников.

Едем на следующую встречу. Мимо уже хорошо знакомого Пентагона. Проехали поворот дороги на ЦРУ (здания не видно, за холмом). Едем в г. Раквилл,  штат Мериленд. Там еще две встречи. Едем по окружной дороге 495. Здесь говорят, что вашингтонские политики не видят дальше 495 окружной,  у нас тоже самое говорят про МКАД или Садовое кольцо, но до 495 окружной от центра Вашингтона гораздо дальше. Едем из округа Колумбия через штат Вирджиния в штат Мериленд. Все это тут рядом так сплелось.

При всей поразившей сначала архитектуре правильных форм зданий Вашингтона сегодня уже понимаю – в этой архитектуре монументальных  приземистых (за счет мощных фасадов зданий) нет души. Но есть мощь, незыблемость  и монументальность. Столицы страны – основы государства. Видимо, такого ощущения и добивались строители. Это у них получилось.

Для понимания того – насколько мы отличаемся - приведу простой пример. Мы в поместье Д. Вашингтона. Завершили экскурсию. Наш автобус стоит за углом дома, там мы вышли и прошли в поместье (через служебный вход). Втроем (я, наш переводчик и одна из девушек подходим к углу лома). За угол дома идет дорога, для посетителей дорого поворачивает в этом месте налево. Нам надо направо. Перед нами надпись – проход запрещен, обычная невзрачная табличка. Наша девушка, не замедляя шаг, проходит мимо таблички и идет за угол дома. Переводчик (наш бывший гражданин с 20-тилетним стажем проживания в Америке) останавливается перед табличкой – вокруг нет никакой охраны, никого -  и начинает убеждать нашу девушку, что туда нельзя – раз табличка, она продолжает идти – и уже видит автобус, я смотрю на все это со стороны. В конце концов – мы, конечно, проходим к автобусу. Даже наш переводчик. Для нас не существует табу – то есть, мы готовы любой закон, запрет подвергнуть сомнению. Нас к этому приучила жизнь в России – большая часть таких бытовых запретов совершенно бессмысленна. Здесь даже наши бывшие граждане понимают – что, если написали – Нельзя, то это действительно  Нельзя (другие умные люди за тебя уже подумали и хотят тебя обезопасить). А мы считаем (по российским меркам), что от нас прячут самое интересное. И неужели какой-то алкогольный запрет будет работать в России; еще раз обращаю внимание – они даже пиво на улицах не пьют, запрещено. У нас  тоже запрещено.   

Итак, мы в следующей организации – SAMHSA. Федеральный орган. Центр по изучению медицинских проблем алкоголя и наркозависимости. Нас ждет большая группа сотрудников во главе с заместителем руководителя организации. Профиль не мой, мне все это не так интересно, только с общепознавательной точки зрения. Но зато другой части (поскольку они не из алкогольного бизнеса, а наоборот) – очень интересно. Цель организации – медицинская и т.д. помощь людям с алкогольной зависимостью. Тут у них 3 центра и т.д. Высочайший уровень методик реабилитации.  Мощные исследования. Масса статистки.

Если задача алкогольного бизнеса – показать статистику реальной ситуации  (это совершенно нормально; это честная и беспристрастная статистика). То задачи медицинских центров – дать свою статистику, которая должна показать – как их работа улучшает ситуацию в обществе (это тоже совершенно нормально).

Сегодня все организации (всем скопом) внедряют в общественное сознание – невозможность пьянства за рулем. Это – центральная часть стратегии  антиалкогольной национальной компании.  Медики отмечают, что если раньше все внимание было приковано к 5% (алкоголики), то сегодня – уже в большей степени – к группе риска – к 20% потребляющих старше 12 лет.

14 государственных американских организаций, среди которых Минюст, Казначейство, Минтранс (ГАИ),  Минобразования, Минздрав, Минобороны, Бюро по регулированию алкогольного и табачного рынка,  SAMHSA и ряд других – занимаются проблемами алкоголя, алкоголизации и т.д. И у каждой есть свои программы, которые она ведет. Мы практически во всех организациях уже побывали.

Поскольку суть медицинских проблем меня трогает мало, то я начал считать. Работать с данными, которые получил.

Итак, старше 12 лет в США не менее 250 млн. человек (не трудно примерно прикинуть, что детей до 12 лет там около 50 млн. человек); далее:

  • 5% алкоголиков Америки от населения старше 12 лет – 12,5 млн. человек (4,17% всего населения США);
  • 20% в группе риска (неумеренно пьющие) – 50 млн. человек (16,7% от всего населения США);
  • 35% - умеренно пьющие – 87,5 млн. человек (29,2% от всего населения США);
  • эти 70% пьющих от группы населения старше 12 лет – это 150 млн. человек и ровно половина всего населения США.
  • 40% непьющих от населения старше 12 лет – это 100 млн. человек и 33,3%  от всего населения Америки (если честно, я не очень верю в то, что 40% не пьет – опыт подсказывает, что так быть не может, но это же Америка – здесь не ходят, где есть таблички "не ходить").
  • хочу сюда еще добавить свое уточнение – в группу пьющих попали дети с 13 до 17 (это не менее 25 млн. человек - по моим прикидкам), но далеко не все из них – "активисты"; возможно – что американцы включили их в группу 40% - тогда все нормально; но если нет – выкинем еще 10 млн. из 150 млн. пьющих – пойдем навстречу гостеприимной Америке). Итого – 140 млн. потребителей.

И мы получаем удивительную картину: средний пьющий россиянин пьет вовсе не больше среднего  пьющего американца. Я американцам так и сказал – вынужден вас огорчить, но увы, это так. При этом замруководителя организации не очень удивился (он сказал – у меня финские корни, очень может быть).

Привожу доказательную базу.

Таблица. 1 средний  пьющий россиянин = 1 средний пьющий американец (литры, потребление за год на душу пьющего населения не в абсолютном алкоголе).

 

Вид продукции

1 средний  пьющий россиянин (с учетом нелегальной продукции, без учета суррогатов)

1 средний пьющий американец (без учета суррогатов и нелегальной продукции)

1 средний  пьющий россиянин (с учетом нелегальной продукции и  суррогатов)

Крепкий алкоголь

 

20 л

 

16,5 л

 

Около 25 л

 

 

 

 

Вино

10 л

21 л

12 л

Пиво

110 л

190 л

 

 

Если сравнить показатели между собой, то наш средний еще, пожалуй, и трезвее будет. Так как, у американцев не принято говорить о нелегальном рынке, но не может быть ниже 10%, да еще и суррогаты есть.  Но даже наш избыток крепкого алкоголя во 2 столбце с избытком перекрывается пивом американцев в 3 столбце и вином. Наш бич, конечно, структура потребления, но мы не хуже американцев при всех их программах. Их умеренно пьющие, похоже, пьют меньше наших умеренно пьющих.

Хорошо, говорят они, но у них 10%  пьющих выпивает 50% алкоголя. Так у нас, говорю я, ситуация гораздо лучше – у нас 25% выпивают 50% алкоголя и суррогатов.  У нас потребление равномернее, а значит – менее опасное.  Спорный, конечно, вопрос. 

Каждую неделю в Вашингтоне проходит до 1 000 собраний разных отделений Общества анонимных алкоголиков.  Организация тесно взаимодействует с бизнесом.  

В общем – главный вывод для себя я  сделал (они же так любят статистику). Я никогда не считал и не считаю, что Россия спивается и потому деградирует. Поэтому – хватит врать нашим чиновникам и депутатам на эту тему. Россия сначала деградирует, а потом уже от того пьет, деградирует не от алкоголя, а от системы устройства жизни общества и граждан, от неэффективного руководства экономикой  и регулированием бизнеса. Мы пьем не больше американцев, а какая разница в уровне жизни, в системе социальных гарантий. И здесь, несмотря на проблемы, люди не боятся рожать и усыновлять детей. Поездка помогает открыть глаза не только на Америку, но и на себя. И обидно за нас. Мы ничем не дурнее американцев, а желание ходить через таблички "нельзя" отражает еще и нашу природную любознательность.

Американцев нельзя изучать по Задорнову. Задоронов – для идиотов. Потому и крутят его теперь так часто по разным каналам. 

Кстати, и алкогольные проблемы у нас с американцами – одинаковые (просто наши усилены коррупционностью государственной системы и все; отсюда – мощный наш нелегальный алкогольный рынок, потребление алкогольных суррогатов в гигантских объемах  и т.д.).

В Мэриленде обедаем за 11 дол. в ресторане экологически чистых продуктов. Шведский стол. Прогулялись по центру района – зашли в большой супермаркет, хотел посмотреть алкогольную продукцию, а здесь только пиво, сидр. Более крепкий  алкоголь в этом штате продают в других магазинах. Ну, кого это удержит от потребления алкоголя  – потребление же это не сокращает. Но им так легче, видимо.

Настолько полезная поездка, настолько полезные встречи.

И последняя в этот день встреча. Национальный институт по проблемам злоупотребления алкоголем и алкоголизмом. Перед нами вступал сам директор института и его заместители. У них нет функций контроля, они исключительно научная организация. Относится к сфере здравоохранения. В группе НИИ их Минздрава – 25 институтов с бюджетом в 30 млрд. дол в год. Бюджет профильного алкогольного НИИ – 460 млн. дол.

Институт не является сторонником сухого закона – понимает нереальность этой меры и возможные негативные последствия (не только для экономики, но в первую очередь – для здоровья – расцвет нелегального и суррогатного  рынка в этом случае принесет  гораздо больше бед для здоровья, чем прозрачный и контролируемый государством алкогольный рынок.

Интересный сайт, интересные исследования. Они ближе другим участникам группы.

Показали несколько методологических роликов с сайта. Я понял, что молодежь Америки пьет очень много и активно. И не меньше, а то и больше нашей (в возрасте от 17-18 до 25). Девушка, студентка колледжа,  приходит к врачу с травмой руки, она не помнит, как упала на вечеринке, врач выясняет подноготную ее "падения" и попутно – стиль ее алкогольного поведения. Но важно то, что в ходе разборки выясняется что примерно  2-3 раза в неделю она выпивает по 16 порций алкоголя. Вообще-то порция там 14 г. абсолютного алкоголя или 35 г. водки. Умножьте сами – по 2-3 бутылки водки в неделю. Да у нас таких девушек, наверно, и нет. Когда я начинаю возмущаться –  что такого просто не может быть, мне говорит одна американка – да у вас же пьет молодежь еще больше, у вас же порция – это бутылка. Откуда взяли такое – спрашиваю. Отвечает – из статистической литературы. Пришлось на цифрах разубеждать. Вот так куется представление о нас; да мы еще и сами добавляем – наши туристы своим поведением (к нашей группе не относится) и воплями российских борцов с алкоголем.

Очевидно одно –  работает мощно целая индустрия антиалкогольного изучения  рынка  и пропаганды (с участием алкогольного бизнеса)  - но без популизма и нелепого фанатизма.

Так закончилось наше пребывание в Вашингтоне. На следующий день в первой половине мы улетаем в Сан-Франциско.

Обратно едем в час пик. Попадаем в нормальную московскую пробку. Час ползем в ней. При этом слева от нас желтая полоса, крайняя полоса движения за ней была свободна целый час. За это время по ней проехала одна полицейская машина, хоть бы кто попытался влезть на полосу. Правая полоса тоже почему-то свободна, никто не занимает. Правда, движение – 5 полос в каждую сторону. Это та же самая окружная дорога, по которой ехали на встречи. Даже разделитель между потоками движения – бетонный как на МКАД. Полная иллюзия, что едешь по Московской кольцевой.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |