Сначала, респект нашему государству за яркий парад 9 мая, который еще раз наглядно показывает, что спилась и деградирует далеко не вся Россия (кто-то же еще водит даже самолеты в небе в метре друг от друга), а именно "другая Россия", хотя и часть единой - малообеспеченная, с низким уровнем доходов, зарплат и жизни, не приспособившаяся к реалиям нового капитализма. Обречено на "спивание, деградацию и вымирание от нищеты и суррогатов алкоголя" не менее 30 млн. человек, изгоев новой жизни. Наглядный пример политики естественного отбора российской жизни на примере алкогольного рынка. Попахивает мальтузианством, но это тоже госполитика. У этой группы населения, конечно, есть альтернатива – бросить пить и смориться со своей нищетой (в этом главным помощником может стать церковь и религия).
Одновременно с этими процессами государство сегодня "облагораживает легальный алкоголь". Даже нелегальная водка, приобретя новую полулегальную цену в 89 руб., а, видимо, с 1.1.11 – и все 100 руб., однозначно отсекается от сегмента "обреченного общей социально- экономической политикой населения" и перестает быть символом алкоголизации населения. И действительно, в такой ситуации скорей уж некоторые низко алкогольные напитки (без вина, конечно) приобретают этот статус в группе "оставшихся" потребителей (за вычетом обреченных).
Перед самыми праздниками вышло достаточно много "алкогольных публикаций" под общим названием одной из них: "Алкогольные лоббисты открыли невидимый фронт". Авторы задаются вопросом: "почему чиновники не спешат с остальными антиалкогольными законами, кроме уже введенной минимальной цены на водку".
Ответ однозначен – мешает алкогольное лобби. Об этом заявил еще в феврале депутат- руководитель Комитета Федоров. При этом Госдума клялась и божилась рассмотреть все антиалкогольное в 1 квартале, но уже очевиден перенос на осень (в лучшем случае).
Вспомним, как все начиналось. Скажем образно так: 1 января 2009 г. на старт вышли:
- Госдума и Совет Федерации, собирающие законопроекты о противодействии алкоголизации и алкогольному бизнесу;
- Правительство (чуть позже была создана Правительственная Комиссия по алкоголю);
- "Росалкоголь" ("РАР") - как орган, руками которого предполагалось решать проблемы;
- Антиалкогольная общественно-религиозно- политическая компания, начатая в ноябре 2008 передачей "Общее дело".
Более года назад мы писали, что антиалкогольная компания неизбежно выдохнется максимум за 2 года, так как она не учитывает причинно – следственные связи. И это при том, что мы действительно на пороге уже неизбежной демографической катастрофы. И в то же время мы настаиваем, что спивается не Россия, а определенная, конкретная часть ее малообеспеченного населения (не менее 30 млн. человек).
Действительно, прошло больше года, но за это время Госдумой и Советом Федерации не принят ни один серьезный законодательный акт. Исполнительная власть произвела на свет Концепцию на 10 лет вперед, а также ввела минимальную цену на водку.
Если считать майские праздники промежуточным финишем в алкогольной и антиалкогольной политике, то вперед резко вырвался "РАР", который с ноября 2009 устроил некий "террор" (на 80% оправданный) по отношению к операторам алкогольного рынка. Государство искореняет скверну в себе… Поскольку, без поддержки системы государства нелегальный алкогольный рынок не мог бы столько лет существовать и выполнять важные социально- экономические функции. В общем, получилось, что сегодня орган используют как "опричину".
Прерванный творческий законотворческий полет Госдумы и СФ депутаты объяснили сначала действиями алкогольного лобби, потом – действиями Правительства. При этом законодательная власть сплошь партийна, а лидер Правительства практически еще и лидер двух правящих партий. А вот само Правительство беспартийно. И круг замкнулся.
Вектора направлены в разные стороны: "РАР" продолжает останавливать компании (29 апреля остановлен "Бутурлиновский ЛВЗ" и т.д.). Антиалкогольщики- общественники (светская часть компании и ее религиозная составляющие), пошли в народ, не получив до сих пор существенной антиалкогольной законодательной поддержки (и там завязнут). А законодатели и Правительство утонут в согласованиях, хотя есть явно простые технические меры, которые можно было бы принять и с 1 июня (но поезд ушел – любую меру надо законодательно одобрить хотя бы за полгода, а то и год до ее введения, да одновременно надо и механизм ее реализации заранее прописать). Даже такую простую с точки законодателей меру как перенос ставки акциза на спирт (хотя нашим законодателям проще пареной репы казалось перейти и на госмонополию на спирт).
Комплексно соединить в один кулак алкогольную и антиалкогольную деятельность все равно не получится. Посмотрим – как будут развиваться события во второй половине 2010 года.
А "РАР" продолжает двигаться (видимо, вперед): у него есть явно индульгенция сверху от всех грехов и задача – довести долю нелегального рынка до объема разумного. Параллельно – убрать с рынка (по предположениям "ЦИФРРА") до 30% операторов. Есть для этого все административные рычаги: выдача лицензий и марок. Отдадут пивной рынок "РАРу" - будет влияние и на пивной рынок (а там это уже очень большая и международная политика).
Выступить против политики "РАР" все равно должны были. И прежде всего потому, что (еще раз подчеркнем) орган слишком далеко оторвался (ушел вперед?) от прочих органов власти. Если бы государство двигалось на алкогольный рынок монолитом, то могли бы не решиться выступить. Как не выступили до сих пор регионы в свою защиту. А в то же время посмотрите: больше всех стремился восстановить заводы и производство легальной водки и ЛВИ на своей территории в последние несколько лет Красноярский Край - пожалуйста, объемы его производства выросли в 1 квартале в 2 раза.
Короче говоря, первым органом, который выступил против "РАР", стал ФАС. Признано ФАСом, что "Росалкогольрегулирование создает барьеры для выхода на рынок новых участников". 7 мая на эту тему было много публикаций. По мнению ФАС, "вольное толкование законов порождает субъективизм при принятии решений органами власти, как следствие, является почвой для появления коррупции. Подобные действия органов власти препятствуют созданию четких, понятных и единых для всех участников рынка правил". В ближайшее время "РАР" должно получить от "ФАС" предписание с требованиями об устранении последствий нарушения и недопущении ограничения конкуренции. Рассматривается вопрос о возбуждении административного дела.
На сколько порыв ФАС будет поддержан руководством Правительства – пока не очень понятно. ФАС продолжает вести дело и против Минпромторга за некоторые "промахи" при выдаче лицензий в начале года на импорт. И кто сегодня таким образом "одергивает" "РАР" - алкогольное лобби; депутаты и чиновники, у которых достаточно своих интересов и в легальном и в нелегальном бизнесе?
А где-то еще Счетная Палата со своими собственными проверками кавказских водочных заводов, которые она собиралась проводить в настоящее время. И как-то очень в тени находится ФНС, которая столько лет реально "курировала" наш алкогольный рынок. Все люди сейчас там поменяются (уходят еще больше укреплять реформу МО РФ) и все.
Мелочи жизни.
1.1 В России:
Специально перед праздниками посмотрел объявления на сайтах- обедневший средний класс России не оставят без привычного за "тучные годы" алкоголя. Предложений купить по доступной цене канистровый "элитный заморский алкоголь", который почти побороли все наши убэпы, достаточно. Предлагают канистрами по 5 л, но готовы "отливать" (видимо, в пластик) по 1,5 и 0,5 л. Похоже, что производители совершенствуют свое мастерство. Они делают конкретные "торговые марки продуктов". Теперь есть возможность получить продукт, близкий по вкусу и аромату к некогда любимой марке. И всего за 180 – 240 руб. за 0,5 л.
Таблица. Предложения рынка бывшим представителям среднего класса перед 9 мая 2010 г. (руб.)
Продукция (руб.)
5 л
1,5 л
0,5 л
Ром (белый,черный)
1 800
540
180
Виски (Grants)
1 800
540
180
Текила (Olmeca Gold)
1 800
540
180
Мартини (Бьянко)
2 100
630
210
Джин (Befeater)
2 400
720
240
Абсент (Xenta) - 2400 руб.
2 400
720
240
Самбука (Molinar)
2 400
720
240
В представлении "обывателей" сегодня пытаются сформировать ложный образ: крепкий легальный алкоголь (а конкретно – водка) "удачно" решает свои проблемы: "РАР" расчищает для него площадку на месте нелегального рынка (хоть 35% рынка нелегальной водки, да достанется легальным производителям). Антиалкогольная компания для него расчищает рынок низко алкогольной продукции – борется с пивом и САН. "Жизнь" объемов рынка вина (виноградного и шампанского с игристым) и коньяка висят на волоске – как только займется "РАР" происхождением сырья, так и объемы рынков серьезно упадут, а с прилавков исчезнет самая дешевая алкогольная продукция.
Это не водка и ее лоббисты решают вопросы в пользу водки, это - российская система жизни.
Когда говорим о том, что в России вино должно частично заместить крепкий алкоголь- это не совсем точно; вино должно замещать избыток водки и водочных суррогатов в России. Чего нам замещать виски, текилу или ром, которые пьются в объеме менее 20 млн. л в год или коньяк – 100 млн. в год, когда водки и суррогатов выпивается около 2 500 млн. л? Чего нам бороться с элитным премиальным алкоголем? У богатых есть свои деньги на лечение от алкоголизма, пусть лечатся за свой счет. Если бы наше население пило не водку и ее суррогаты, а виски и ром, как в Европе, то отношение к этому явлению было бы явно другим. Российская антиалкогольная история была направлена всегда на дискредитацию водки (а все равно ничего не получалось) и оправдание социальной безответственности потребителя.
Пиво активно сопротивляется давлению на рынок низко алкогольной продукции: техрегламент, снижающий себестоимость продукции и т.д. Угроза лицензироваться, сократить объемы "емкостей" до 0,33 л, покинуть киоски и телеэкраны и т.д. – реальны. Производители САН работают с известной долей обреченности. Публичную систему защиты не выстраивают. Но техническую работу не прекращают: лидер рынка "Хеппиленд" уже запустил в продажу с опережением будущих запретов САН "Трофи Эффект", который "подавляет чувство голода" и крепостью, естественно, 7%. Чем занимаются сегодня все девочки и девушки от 13 лет и старше- пытаются худеть благодаря рекламному идеалу "костлявой девушки". Так что рынок продукту обеспечен. Пока расчухается "Роспотребнадзор" и признает, что подавление чувства голода, сжигание лишних калорий и снижение веса продуктом – есть "медицинский эффект". А может и не признает… Рынок САН и так по итогам 2010 г. наберет не более 60% объема от 2006 г. Но "Хеппиленд" - молодец.
Если бы сегодня ввели честные минимальные розничные цены на алкоголь, то мы бы увидели уже завтра: водка и ЛВИ – МРЦ (увы) – 100 руб. (или пусть 99,9) – 0,5 л; коньяк и бренди – 250 руб. 0,5 л; вино виноградное - 85 руб. – 0,75 л; шампанское и игристое – 100 -110 руб. за 0,75 л. Это реальные цены. И, пожалуй, они сегодня пограничные для соблюдения баланса интересов: ставка акциза (для государства – вполне достаточно); минимальная розничная цена и средняя зарплата населения (реально не 20 000 руб., а не более 11 000 – 12 000 руб.). Поскольку проблему с доступностью легального алкоголя для малоимущих и нищих с доходами до 6 000 руб. в месяц (это не менее 30 млн. человек) государство уже решило, повысив цену на нелегальную водку до 89 руб. И ведь, правда, ничего не случилось пока. При этом даже упали продажи настоек боярышника и т.д. (так ведь и они стоят недешево). Вся надежда на социально ответственных производителей технических ССЖ (а производство техспирта резко выросло) и самогонщиков. Наш российский народ еще раз показал в 1 квартале 2010 г., что он сам справится с проблемой самообеспечения себя алкоголем или его суррогатом. Осталось только еще убедить людей, зарплата которых на уровне 8 000 – 9 000 рублей в месяц и ниже, что если они бросят пить, то их жизнь сказочно преобразится (чем сегодня и занимаются антиалкогольщики – общественники).
Оказывается, "отказаться" или сократить производство нелегальной водки – "крайне выгодно" для населения региона. Так, "доходы населения Кабардино-Балкарии выросли почти на 5% в 1 квартале 2010 г."- данные официальной статистики. Реальные денежные доходы населения Кабардино-Балкарии за первый квартал 2010 года выросло на 4,9%, что составило 2,7 млрд. рублей (на 894 000 человек или по +1 000 руб. в месяц на человека). При этом общий объем денежных доходов населения Кабардино-Балкарии составил более 23 млрд. руб. (по 8 600 руб. на душу населения в месяц) и увеличился по отношению к тому же периоду 2008 года на 13,2%. При этом потребительские цены в республике выросли за первый квартал на 3,7%. При этом раньше в КБР была у местных жителей возможность покупать в рознице и на рынках отличную водку рублей по 30 за бутылку. Теперь, возможно, такой возможности у них больше нет. Надо повышать доходы в республике.
Лучше кабардинцев живут в Воронеже. Потому что работает там руководителем области бывший Министр сельского хозяйства. Ежемесячный среднедушевой денежный доход за этот период составил 11 293 руб. с приростом в 17,8% за год. Согласитесь, рост доходов на 20% в год должен быть ощутим. Реальные денежные доходы (номинальные денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-марте 2010 года увеличились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 10,3%. Денежные расходы в первом квартале 2010 года составили 79,3 млрд. руб. на 2,261 млн. человек (по 11 690 руб. на душу; больше чем душа получила) и возросли по сравнению с тем же периодом 2009 года на 10,1%. То есть, живут они лучше, чем зарабатывают. И смело могут себе позволить жители просвещенной области тратить до 1 000 руб. в месяц в среднем на алкоголь, а пить только легальную водку. Потому как средний доход в области равен 127 бутылок самой дешевой водки, что предполагает наличие "не вопиющего" рынка водки и ЛВИ, а вполне гармонично сосуществующего с легальным. При всем этом благополучии возникает вопрос – почему же за год в регионе учтенные продажи легальной и нелегальной водки и ЛВИ упали в 1 кв. 2010 г на 28%? Или это произошел исход потребителей водки, которая подорожала до 89 руб.? Чтобы объем продаж упал в целом на 28%, для этого объем действительно и ранее легальной, скорее всего, остался прежним (в лучшем случае), а вот объем бывшей водки по 50- 70 руб. должен был упасть почти в 2 раза (на 110 – 120 тыс. дал); но на столько же должен был примерно вырасти и рынок суррогатов и классного воронежского самогона.
Проскочила в СМИ информация о том, что МЗ "Кристалл" открыл фирменный магазин в СПб и до конца года планирует открыть еще один в Ленобласти. По итогам их работы в 2010 г. будет принято решение об открытии торговых точек в других регионах. Проект носит имиджевый характер, говорят в компании. До сих пор у "Кристалла" было два фирменных магазина на заводе. Возможно, имиджевый. Но ведь сегодня (по нашим расчетам) водка по 89 руб. может стоить только в нескольких случаях: если она продается в фирменных магазинах завода в своем родном регионе либо (даже если магазин чужой, а завод сам, своим транспортом, доставит туда свою самую дешевую водку с себестоимостью в 17 руб. + акциз и НДС + транспорт = не меньше 71 руб. +25% розничной наценки = 89 руб.), либо в сетях со своими распредцентрами. И вроде бы – в этом случае- заводы должны бы сегодня стремиться к созданию своих магазинов, к развитию развоза по магазинам своей продукции (поскольку привозная продукция за исключением ритейла) точна не должна стоить 89 руб. Но не отмечают в регионах этой тенденции. Может, прошло слишком мало времени? А может, у заводов нет уверенности, что у них завтра под каким-нибудь предлогом не приостановят действие лицензии? А может, пугает неуверенность в коэффициентах расчетной формулы по вычислению МРЦ (10% - опт и 15% розница)? Как только начнут считать честно (20% и 25%-30%), то местная водка тут же потеряет свои коммерческие преимущества (если не будет административного вмешательства). Или есть подозрения у заводов о том, что не будет спасения их продукции от всяких "Дымок"?
За январь – апрель 2010 г. сотрудниками милиции Приморья были проверены "1 290 точек, торгующих алкоголем в розницу, и 2 оптовых базы; в результате было выявлено 339 торговых точек, у которых нет разрешение на реализацию алкогольной продукции; у работников торговых прилавков из оборота изъято 17 600 литров разномастного алкоголя". Вряд ли так только в Приморье. По всей видимости, это торговые точки, реализующие и суррогаты алкоголя. Таким образом, в Крае – на 3 легальные есть 1, реализующая алкоголь без лицензии. Если условно спроецировать это на Россию (а мы не раз приводили примеры регионов, где с 2006 г. и до сих пор значительная часть населенных пунктов не имеет торговых точек по реализации легального алкоголя – в том же Краснодарском Крае таки несколько сот населенных пунктов), то для России это минимум 70 000 торговых точек по продаже нелегально- суррогатного алкоголя. Это серьезная сеть, которая (вне всяких сомнений) имеет свою организацию. А повышение цены нелегальной водки до 89 руб. (при всех плюсах и росте объема легального объема в 1 квартале на 9%) в любом случае должно мощно усилить эту товаро-проводящую цепочку. При усилении давления на рынок нелегальной водки (опт и розничные магазины) основными пунктами реализации дешевой водки (ниже 89 руб.) станет эта цепочка. Россию получит "москитную сеть по продаже нелегальной водки и ССЖ". Как говорят китайцы: трудно найти в темной комнате черную кошку, особенно если е там нет. А вот "Уралсиб" ищет активы алкогольных заводов "Гросс" на 600 млн. руб. Арбитражный суд города Москвы сегодня назначил на 28 июня основное слушание по иску ОАО Уралсиб к ООО "Алкогольные Заводы Гросс" и ООО "Славянская" о взыскании убытков по облигационному займу на сумму 608,953 миллиона рублей. Тут просто интересно – найдут или нет? При этом "Юпитер продакшн" (по предположительной оценке "ЦИФРРА") занимает по итогам 1 квартала от 1,3% до 1,4% рынка водки в России.
Похоже, что решили полностью добить "Веду". "Поставщик песка из Рязани, которому "Веда-пак" должна 4 млн. руб. с осени 2009 г., подал иск о банкротстве компании". История уже привычная и банальная по нынешним временам. ЗАО "Веда" (производитель водки) и ЗАО "Веда-пак" — дочерние компании ООО "Веда-система". "Веда-пак" до 2005 г. входила в состав группы "Веда". ЗАО "Веда" подала иск о собственном банкротстве два года назад, в ноябре 2008 г. введена процедура наблюдения. 10 октября 2009 г. признано банкротом ООО "Веда-маркет", дочерняя дистрибуторская компания, 19 октября 2009 г. арбитраж Мордовии признал банкротом производителя слабоалкогольных напитков ООО "Веда". С 2009 г. в арбитраже зарегистрировано около 30 исков к "Веда-пак" на сумму более 13 млн. руб. Подождем. И останется в памяти народной только "Веда" в названии премиальной водки, которую продолжают хотеть вывести в лидирующую группу сегмента.
1.2 За рубежом:
Финляндия. "Несладкие" времена для финской водки". Это заголовки статей в финских СМИ. Финляндию ожидает повышение цен (!!!!) на алкоголь. На основании нового законопроекта в начале октября этого года налог на алкогольную продукцию "повысится на 10%, что, скажется и на росте цен на подобную продукцию в среднем на 4,5%; таким образом, крепкие алкогольные напитки ждет подорожание на 7%, вина – на 3%, пива средней крепости – на 3,5%, а промежуточные алкоголесодержащие напитки – приблизительно на 5%". Что только не делается для сохранения здоровья людей! По статистическим прогнозам, уменьшение потребления местного алкоголя составит только около 2%. В то же время увеличится ввоз подобной, более дешевой, продукции из-за границы. Посочувствуем финнам.
Украина. Группа водочников, поддерживавших Ющенко и Тимошенко, теперь во всю жаждет дискредитировать водочников, поддержавших Януковича. Как хорошо, что наши водочники могут поддерживать только одну партию без всяких альтернатив. Итак, цитата: "объем рынка нелегального алкоголя, по оценкам опрошенных экспертов, составляет от 40% до 70% всего рынка алкоголя в стране; суть проблемы - в промышленных масштабах производства дешевого контрафактного алкоголя, в чем заинтересованы и контролирующие органы". При этом, во всем уже виновата новая власть, хотя живут они, пожиная плоды прежней налоговой политики - резкого повышения ставок акциза с 1 июля 2009 г. и последующих. Нелегальная водка продается по цене вдвое дешевле легальной. И не помогают ни минимальные оптовые, ни минимальные розничные цены (они соблюдаются, там, где это нужно, и для нормальной части населения). Еще цитата из нашего близкого прошлого, но про Украину: "Судя по тому, что продажу контрафактного алкоголя осуществляют открыто и свободно, налоговые органы, МВД и СБУ в этом заинтересованы. Такие цены возможны только при промышленных масштабах производства, без уплаты каких-либо налогов, при использовании дешевого нелегального спирта и при долевом участии властей". Все признают, что "Украина разделена пополам между двумя алкогольными политическим группировками, и стороны не нарушают границ деятельности друг друга". Две алкогольно-политические Украины. Не просто им.
Снова Украина. CEDC открыла, наконец-то, собственную дочернюю компанию в Украине.Чего хотят: начав продажи во втором квартале 2010 года, жаждут в 2012 году увеличить поставки до 900 000 дал". По всей видимости, сюда входит и экспорт главной нашей продукции "Зеленой марки" (в 2007 году ее было продано в Украину – около 200 000 дал, а в 2008 – около 400 000 дал.; в 2009 – около 200 000 дал). Честно говоря, мало интересует – как там в Украине будет продаваться польская водка. А вот как будет продаваться российская – очень интересует. И как выстроит компания баланс продаж в Украине польской и российской водки. Хотелось бы и активизации "Парламента" в Украине увидеть пропорционально возможностям CEDC. Вроде бы, "в первом квартале 2010 года экспортные продажи водки CEDC увеличились на 30%, что превышает темпы роста продаж на внутренних рынках". Российский рынок теперь для компании тоже, видимо, внутренний. В целом чистый доход холдинга за январь—март 2010 года составил 149,8 млн. дол, что в 2,1 раза больше, чем в первом квартале 2009 года.
Архив новостей