Акцизы 2008- 2010, 2011- 2013, водка и пиво
Начнем с последнего – с пива ("и последние станут первыми"). Правительственная Алкогольная Комиссия провела свое заседание, и главными решениями стали (в открытой информации) – пивные решения. Хотя, что выйдет из Госдумы – неизвестно. В Правкомиссии у пива своих людей нет, в Госдуме – сколько угодно (судя по ее решениям или нерешениям). Пиву вышло послабление (с одной стороны). Из собираемых полтора года предложений предать пиво полной анафеме ушли:
- ограничение размера тары для розничной продажи пива (предлагалось продавать его в банках и бутылках не более 0,33 л для сокращения его потребления – потребовались бы деньги на переоснащение + реально сократилось бы потребление);
- требования об обязательном лицензировании производства и розничных продаж пива (это кукиш РАРу - не будет у него рычага для пива как для других сегментов рынка);
- пункт о запрете розничных продаж пива в местах "повышенной общественной опасности", к которым относятся вокзалы, аэропорты и прилегающие территории.
- непонятны продажи пива в киосках (судя по всему их не тронули, а это значит сохранилась тотальная визуальная реклама пивной продукции на каждом шагу);
- нет запрета ночных розничных продаж пива, чем готовы были пожертвовать сами пивовары.
Но государство (в лице РАРа, где у пива своих людей до сих пор явно нет) проявило хитрость – оно решило отрезать пути пиву для технологического снижения себестоимости. По предложению Росалкоголя, пиво должно содержать только хмель, солод, дрожжи и воду. Все остальные сорта будут называться "пивными напитками", причем при их производстве не воспрещается добавлять спирт. Создание пива с минимумом солода и добавлением несоложенных материалов (например, пшеницы и т.д.) ведет к снижению себестоимости на 30%. А уж добавление спирта ставит "пивной напиток" в один ряд с прочим заурядным алкоголем, лишает пиво поэзии. После этого его сразу хочется включить в общий алкогольный Закон на равных правах и обязанностях.
Надпись на бутылке "пивной напиток" точно "отшарахнет" от продукта потребителей. Но еще раз – у молока тоже должны быть "молочные напитки", а кто их видел в 2010 году? В пиве народ исполнительный, западные компании; они решение (если оно состоится) выполнят. Но Госдуму в любом случае покинет выгодный пиву вариант.
В пивном царстве сегодня все очень неплохо, в отличии от водочного. По итогам января- июля производство пива должно было выйти на уровень 2009 года. А в августе, возможно, превзойти. Погода на стороне пива. И в результате полного привыкания населения к новым ценам в 2010 г. я предполагаю, что падения производства пива в целом в 2010 г. в России не будет (у отдельных крупных компаний будет).
На днях появился материал под названием: "Пивовары обвинили чиновников в цинизме". "Союз российских пивоваров считает, что отказ чиновников увеличивать акциз на водку и алкогольные напитки выглядит цинично на фоне антиалкогольной кампании и целей по снижению уровня алкоголизации населения, которые поставил президент Дмитрий Медведев еще в августе прошлого года. Непродуманная акцизная политика уже привела к негативным последствиям: простимулировала падение производства слабоалкогольного пива и увеличение производства водки. Так, по итогам I полугодия 2010 года, по данным Росстата, российская пивоваренная отрасль снизила объемы производства на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом производство водки в I полугодии 2010 года выросло на 5,6%, отмечается в сообщении СРП". Все не совсем так: динамика восстановления пивного производства в России – превосходна (январь - -44%; январь – февраль - -30%; январь – март - -20%; январь – июнь - -9,9%; по январю – июлю предполагаю, что рынок практически вышел на уровень 2009 г.). Кроме того, Росстат не отметил снижения потребления пива ни в январе, ни позже в 2010 г. Таким образом, обидное для пива трехкратное повышение ставки акциза уже практически нивелировалось. После этого повышения пиво не перестало быть самым дешевым и общедоступным алкогольным напитком в России (хотя могу еще раз привести пример: в Германии в магазине самое дешевое пиво в бутылке стоит в 7-8 раз дешевле нашего относительно минимальных и средних зарплат). У нас же пиво стоит, как обычная вода. И таковым останется и дальше. По новым предложения Минфина на 2011- 2013 г.г. Что касается роста водки и ЛВИ – увы, легальное производство продукции не растет и расти в будущем не будет. Государство всего лишь "отменило" в 2010 г. дешевую заводскую нелегальную водку по 50- 60 руб. и повысило ее цену до 89 руб. (пока, при реальной МРЦ в 105 руб. за бутылку, если 70 руб. – с завода). Даже это по итогам 1 полугодия 2010 г. (Росстат все запутал, надо самим сравнивать показатели с прошлогодними) – (+0,85%). И это при той "титанической" работе, которую делает РАР. Даже без повышения ставки акциза заводская водка стала для значительной части населения недоступной. А ведь предполагалось замещение легальной водкой объемов нелегальной. Но этого не происходит. И не потому, что контролируют плохо. Реальная цена легальной в магазине слишком высока для значительной части населения – 105 руб. Потому и уходят в самогон и ССЖ. Первое полугодие очень показательно со всех сторон – жары, которая снизит показатели производства и потребления водки в июле – августе еще не было). То есть, недоступность легальной водки уже выросла значительно только от повышения цены на нелегальную водку всего лишь 30- 40 рублей – для малоимущих это деньги. Судя по всем Правительство это осознало (и "ЦИФРРА", видимо, не зря дает каждый месяц эти выкладки) и отказалось от радикального повышения ставки акциза на водку. Таким образом, пиво при (+200%) акциза осталось общедоступным продуктом, а водка и без повышения ставки акциза стала недоступной. Я уж молчу про то, что она и раньше (когда нелегальная стоила 50 – 60 руб.) была недоступна для части населения, которая пила ССЖ, чего нет ни в одной стране мира. Россия – единственная страна, где нет доступного по цене легального алкоголя для малоимущих. И этот тезис не в защиту водки, а в защиту интересов потребителей, которых вынуждают пить ССЖ. Кстати, не столь плохо и соотношение водки и пива по цене: легальная водка – 105 руб., а самое дешевое пиво в регионах не дороже 20 руб. На западе примерно такое же соотношение самых дешевых аналогичных продуктов (один к пяти). Даже если предположить, что число потребителей пива в 2010 году сократилось на несколько процентов (не верю в это), то число граждан, которым стала недоступна заводская водка выросло на 5 млн человек минимум. А пить они, скорей всего, не перестали и меньше не стали.
Пиво 13 лет "боролось" с водкой (его потребление выросло с 15,5 л в год до 81 л в 2007), а в результате лишь вложило в копилку общего потребления чистого спирта вместо 1 л на душу в год в 1995 4 л спирта в 2007. У пива тоже "рыльце в пуху".
Теперь о казначейских результатах. Таблица 1 составлена на основе материалов сайта Росказначейства.
Наиболее интересен рост собранных средств: в 2010 на 52,6% больше чем в 2009 и на 38% больше чем в 2008. Обращает на себя рост роли пива в структуре алкогольных доходов государства – в 2008 его доля была 22,38%, в 2009 – 26,229%, а в 2010 г. уже 43,566%. В то же время прирост сбора акцизов в 2010 к 2009 составил 27,335 млрд руб., а прирост по пиву – 20,918 млн руб. (76,5% прироста). Таким образом, 23,5% прироста обеспечили и другие алкогольные продукты. Но рынок пива в России – гигантский, с него и спрос больше.
Доходы с крепкого алкоголя (25% и больше), попавшие в бюджеты Федеральный и региональный, выросли на 11,3% к 2009 (а рост ставки был 10%). Так что все нормально (даже +1,3% к росту ставки), поскольку легальная водка (в силу высокой цены) в России не в состоянии заместить дешевую нелегальную (вытеснить ее из легальной розничной торговли возможно, а заместить в структуре потребления населения – нет). Изведут нелегальную в альтернативной системе производства и продаж – эта группа населения (под 20- 25 млн человек) будет пить только суррогаты. Что еще очень важно - по акцизам с крепкого алкоголя мы уже вышли на уровень 2008 г.
Заинтересованные лица могут вертеть эту Таблицу как угодно.
В преддверии совещания виноделов с Президентом хотелось бы вернуться к своему старому предложению: вино и виноматериал дают в бюджет всего 3,216 млрд руб. в 1 полугодии 2010 (пусть по году будет около 6 млрд). Вот эти бы деньги и отдать нашим виноградным аграриям на развитие виноградарской отрасли. То же самое сельское хозяйство, производство натурального и полезного пищевого продукта – винограда и натурального вина.
Таблица 1. Учет собранных акцизов с алкогольной продукции в январе – июне 2008 – 2010 г.г. (по материалам сайта Росказначейства). (млн руб). (ФБ – средства, поступившие в Федеральный бюджет, СФ- средства, поступившие в бюджеты субъектов Федерации).
Показатели
янв- июнь 2008
янв- июнь 2009
янв- июнь 2010
2010 к 2009
2010 к 2008
Сбор (млн руб)
Доля
Сбор (млн руб)
Доля
Сбор (млн руб)
Доля
Итого: от производ. (П)
52 280
90,977%
48 130
92,620%
73 187
92,291%
152,1%
140,0%
Итого: от импорта (И)
5 185
9,023%
3 835
7,380%
6 113
7,709%
159,4%
117,9%
Итого (П +И)
57 465
100,000%
51 965
100,000%
79 300
100,000%
152,6%
138,0%
1. Производство
0,000%
0,000%
Спирт этиловый
3 123
5,435%
2 100
4,041%
2 477
3,124%
118,0%
79,3%
ССЖ
Вино
2 229
3,879%
2 114
4,068%
2 482
3,130%
117,4%
111,4%
Пиво
12 862
22,382%
13 630
26,229%
34 548
43,566%
253,5%
268,6%
АП 25% и более (ФБ)
6 404
11,144%
5 702
10,973%
12 715
16,034%
223,0%
198,5%
АП 9%-25% (ФБ)
124
0,216%
114
0,219%
267
0,337%
234,2%
215,3%
АП до 9% (ФБ)
1 675
2,915%
1 427
2,746%
1 532
1,932%
107,4%
91,5%
АП 25% и более (СФ)
25 371
44,150%
22 591
43,473%
18 772
23,672%
83,1%
74,0%
АП 9%-25% (СФ)
492
0,856%
452
0,870%
394
0,497%
87,2%
80,1%
АП 25% и более (ФБ + СФ)
31 775
55,295%
28 293
54,446%
31 487
39,706%
111,3%
99,1%
АП 9%-25% (ФБ+ СФ)
616
1,072%
566
1,089%
661
0,834%
116,8%
107,3%
2. Импорт
Спирт этил
1
0,002%
ССЖ
200
0,348%
185
0,356%
164
0,207%
88,6%
82,0%
Вино + виноматериал
794
1,382%
601
1,157%
734
0,926%
122,1%
92,4%
Пиво
446
0,776%
443
0,852%
1 194
1,506%
269,5%
267,7%
АП 25% и более
3 600
6,265%
2 467
4,747%
3 666
4,623%
148,6%
101,8%
АП 9%-25%
112
0,195%
76
0,146%
275
0,347%
361,8%
245,5%
АП до 9%
32
0,056%
63
0,121%
80
0,101%
127,0%
250,0%Мы сегодня находимся в ситуации акцизного равновесия - не надо никого слушать и резко повышать ставки на один из видов или группу видов продукции. Про снижение уже не говорим. (+10%) в год – это та дельта, которая позволит держать рынок в норме. В отношении водочного рынка – уже не уверен (об этом ниже). После всего выше сказанного целесообразно вернуться к планам Минфина по акцизам на 2011 – 2013 г. В России Минфин "одумался" (нет реактивного роста ставок), за что ему должна быть всеобщая благодарность. Несколько важных моментов: 1. Изменения реальных цен на водку в 2011- 2013 г.г.:
Акцизы на алкоголь с объемной долей этилового спирта свыше 9% предлагается ввести в 2011г. в размере 231 руб. на 1 литр, в 2012г. - 254 руб. на 1 литр, в 2013г. - 280 руб. на 1 литр. То есть, в бутылке водки 0,5 л:
- 2011 год – акциз - 46,2 руб. (с НДС вместе государство заберет с бутылки сразу 58 руб., а сегодня 53 руб.; в результате реальная МРЦ бутылки водки – с учетом подорожания спирта и себестоимости бутылки водки на заводе до 20 руб.- 122 руб.);
- 2012 год – акциз - 50,8 руб. (с НДС – 64 руб.; МРЦ – 131 руб.);
- 2013 год – акциз - 56 руб. (с НДС- 70 руб., а МРЦ – реальная 142 руб.).
Чтобы не вспугнуть хотя бы эти предложения – подробный прогноз падения легального рынка водки и ЛВИ делать не будем, но в 2012- 2013 г. рынок легальной водки и ЛВИ не сможет превысить 100 млн дал. Слишком дорого. Да и реальная минимальная розничная цена на бутылку в 2011 г. в размере 122 руб. – очень велика.
2. Изменение реальных цен на вино натуральное: На натуральные вина акцизы на ближайшие три года устанавливаются за 1 литр вина:
- 2011- в размере 5 руб. (в бутылке 0,75 л – 3,75 руб.), МРЦ (было на вино из винограда минимум 85 руб. в 2010, а на 2011 – около 90 руб. – это пока без учета других факторов);
- 2012 г.- 6 руб. (в бутылке- 4,5 руб.); МРЦ – не менее 95 руб.
- 2013 - 7 руб. (в бутылке – 5,25 руб.). МРЦ – не менее 100 руб.
Вроде бы соотношение водки и вина развивается в нужном направлении, но напомню, что дешевое нормальное вино на западе относительно минимальных и средних зарплат стоит около 20 руб. за бутылку.
3. Изменение реальных цен на пиво (не пивной напиток):
Пиво с содержанием спирта до 0,5% не облагается акцизом, а на пиво крепче 0,5% и до 8,6% включительно акцизы предлагаются:
- 2011 - 10 руб. за 1 л. (5 руб. в бутылке 0,5 л, а сегодня 4,5 руб., то есть - +11%), МРЦ- все равно около 20 руб. в регионах;
- 2012 г.- 12 руб. (6 руб. в бутылке 0,5 л, то есть +20% к 2011 г.); МРЦ- около 21- 22 руб. не более;
- 2013 г.- 13 руб. (в бутылке 0,5 л - 6,5 руб. или +8,3% к 2012 г. ), МРЦ- не более 24-25 руб. в регионах;
Пиво сохранит свою общедоступность. Будем подробнее на это реагировать осенью.
Уже 13 августа пиво выступило вновь с хорошим и логичным пресс- релизом: "Трехкратное повышение акцизов на пиво не привело к утроению акцизных сборов". Конечно, пока не привело. А никто и не рассчитывал, что это произойдет одномоментно. "По итогам I полугодия 2010 г. акцизные сборы от оборота пива на территории РФ выросли на 154,1% и составили 35,75 млрд. руб.". Пока сбор вырос не в 3, а в 2,54 раза – так понятнее и нагляднее. А к концу года будет в 2,8 раза. А в 2011 будет более чем "утроение" относительно 2009 года. Потребление – то не снижается. Очень хороший контрдовод приводят пивняки и мы даже их табличку ниже приведем: "Пивоваренная отрасль по-прежнему отличается высокой эффективностью сбора акциза, особенно в сравнении с сегментом крепкого алкоголя. Расчет сбора акцизов в ликеро-водочной и пивоваренной отраслях на основе данных Росстата и Росказначейства (с учетом доходов от импорта) показывает, что эффективность сбора акцизов с производителей крепкого алкоголя составляет около 50%, а с учетом теневого сектора розничных продаж этот показатель опускается до уровня 37%. В то же время эффективность сбора акцизов в пивоваренной отрасли составляет 99%.
Для справки: расчет эффективности сбора акциза за 2009 год (Таблица пивной отрасли).
Расчетная сумма акциза (по данным Росстата о розн. продажах), млрд. руб.
Уплаченная сумма акциза (по данным Росказначейства), млрд. руб.
Эффективность сбора акциза
Водка и ликероводочные изделия (ЛВИ)
132,7
65,42
48%
Пиво
31,47
31,20
99,1%
Такими доводами легко убедить людей, далеких от алкоголя. Так вот, все дело в том, что государство все последние 15 лет относилось к пивной отрасли очень цивилизованно, и цивилизованно и с уважением регулировало ее. Не загоняло в тупик акцизной политикой, обеспечивало ценовую сверходоступность напитка – цены на уровне питьевой воды в бутылочках и гораздо дешевле соков, позволило увеличить объемы производства и потребления за 12 лет в 5,5 раз, разрешало рекламу, тупо ориентированную на молодежь и т.д. В отношении водки все делалось как раз наоборот. Поэтому сравнение эффективности сбора акцизов с пива и крепкого алкоголя как раз и отражает цивилизованное регулирование пивной отрасли и нецивилизованное – водочной отрасли. Государство 15 лет ставило водочную отрасль (производителей, дистрибьюторов, потребителей) в рамки акцизной политики, создающей и поддерживающей определенной уровень потребления легальной водки, нелегальной водки и домашних и технических суррогатов за счет создания высоких и недоступных для малоимущих цен на водку относительно уровня их доходов, регулярными кризисами (напомните мне хоть один пивной кризис с 1995 по 2009 г.г.?) и т.д. В Таблицу пиво - водочной эффективности можно было бы добавить продажи ССЖ, и тогда эффективность сбора акцизов водочной отрасли была бы еще ниже на треть. Но это зависит не от отрасли, а от государства. Ведь это оно выбрало в 2009 г. генеральной линией вновь политику недоступности легального водки для десятков миллионов потребителей. И мы пошли этой дорогой. Я думаю – на ошибочность этой политики обратят внимание как только легальный рынок водки и ЛВИ упадет скоро до 99,9 млн дал в год (производство). Сравнение эффективности сбора некорректно так же как сравнение эффективности самой акцизной политики пивной и водочной отраслей.
Кстати, производство легальной водки и ЛВИ в январе – июле 2010 относительно 2009 упало на (-5,2%). Это тоже следствие все той же акцизной политики, с одной стороны, и жары, с другой. Акцизная политика в лучшем случае обеспечила отсутствие роста легального производства (это мы уже получили до жары по итогам января- июня), а жара обеспечила падение. По итогам января- августа из – за жары падение может даже усилиться, не смотря на то, что с августа обычно в России начинается рост розничных продаж водки. А в первом квартале был плюс. Можно исключить фактор жары, и в этом случае пиво за это же время выправилось с (-44%) в январе до (-9,9%) в 1 полугодии и явно ушло в плюс по итогам января – августа (причем, даже если бы жары не было, пиво по итогам года упало бы на 5% и не более; а если отвлечься от процентов, а посмотреть на цифры: годовой рынок легально - учтенного пива более 10 млрд литров, а рынок легальных водки и ЛВИ почти в 9 раз меньше). Вот и вся разница акцизной политики. Пиво сохраняет доступность, а водка развивается в направлении недоступности. Все для пива. Замещайте водку. Так ведь не смогли за 12 лет заместить ни на 1 литр. И считать возможным собрать акциз с нелегальной водки, которая еще частично есть в легальной продаже – смешно. В следующем году ее там почти не будет, и данные производства и розничных продаж будут почти совпадать. Через розницу пройдет 110 млн дал (максимум) водки и ЛВИ в 2011 г. Вот с 2011 и можно будет сравнивать эффективность сбора акцизов между отраслями.
Кстати, 13 августа и украинцы акцизно отчитались, но за 7 месяцев. Рост поступлений акцизного сбора за 7 месяцев 2010 г., по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., состоялся за счет таких видов подакцизной продукции: ликеро-водочной продукции – поступления составили 2,792 млрд. грн., на 27,9% больше (+610,1 млн. грн.), винодельной продукции – 244,9 млн. грн., на 8,1% больше (+18,4 млн. грн.), пива – 841,1 млн. грн., на 79,8% больше (+373,4 млн. грн.). Так вот, рост поступлений акциза с водки и ЛВИ на 27,9% обошелся украинскому государству и бизнесу падением легального производства продукции более чем на 20%. Можно и так идти по жизни. Разрушая.
И у пивной украинской отрасли те же тенденции, что нарастают в России: "Региональные пивоваренные компании теснят мультинациональных гигантов на рынке Украины". Почитайте сами.
"ФАС", "Росалкоголь"
Что из этого "фаса" получится – посмотрим. Во всяком случае, в закрытой рассылке "ЦИФРРА" я вновь дам в эти выходные Таблицу компаний (отдельно производителей и дистрибьюторов), лишенных лицензий РАРом по каждому региону на 13.08.10. В начале лета я дал ее старый вариант на сайте для общей информации, что оказало обратную реакцию. Ряд компаний, борющихся за свои права, попросили ее не размещать, чтобы не пугать их партнеров по бизнесу. За последний месяц там добавились десяток производителей и пара десятков дистрибьюторов.
Кто-то жалуется. Региональные власти своим практически не помогают. Компании приспосабливаются пока, как могут, и ждут следующего года – смены лицензий. Кто-то (самые дальновидные) "продаются" государству: производители (та же "Росинка") смыкаются со структурами, близкими к "РАР" и "РСП" (но таких мало); дистрибьюторы разрывают контракты с "Русским алкоголем" и т.д. Кто-то банкротится заранее (сегодня это можно сделать выгоднее, чем через год)- та же "Омега". Государство все еще ошибочно думает, что война с алкогольным бизнесом (легальным) пойдет на пользу государству. Не пойдет: ни политически, ни экономически. Об этом как- нибудь в другой раз. А пока "РАР" готовится к боям 2011 года. Я не шутил, когда говорил о том, что в предполагаемых мной планах "РАР" закрыть не менее 2 000 дистрибьюторов по России из 3 000 нынешних и половину производителей водки и ЛВИ. Это наиболее вероятный сценарий их плана. С точки зрения глобализации – все хорошо; но глобализация не должна быть самоцелью. В кризис важнее сохранить работу компаний и рабочие места в регионах, тем более что сегодняшняя система госконтроля за всей системой (легальное производство, легальная дистрибьюция и легальная розничная торговля) вполне реальны. Не зря же падает и продолжает падать даже статобъем продаваемой водки в розничной торговле.
И "ФАС" должен понимать и помнить, что "РАР" сегодня действует и в интересах государства и в интересах Частно-государственного партнерства, которое в течение года- двух станет частным (приватизация "РСП").
До начала массовой смены лицензий (в запасе есть примерно 7 месяцев) очень важно, чтобы РАРом был сформирован подконтрольный ФАСу (потому что ему потом с этим долго придется разбираться) механизм смены лицензий. Невыдача лицензии за трещины в полу склада – не очень серьезный фактор отказа. Это сегодня "РАР" тормозит в выдаче лицензий и шума почти нет, есть только возмущение уже лишенных лицензии компаний. Кстати, так и не понятно – Москва начала или нет выдавать розничные лицензии на алкоголь или все еще воюет с пожарниками с марта (июльская жара как-то снизила накал московской розницы за свои права).
Поэтому не судилищем над РАРом, а нормальным, спокойным, серьезным (а главное – заделом на перспективу 2011 года) разбирательством ФАСа должно стать 30 августа "рассмотрение дела в отношении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (РАР), возбужденного по признакам нарушения 1 части 15 статьи Федерального закона "О защите конкуренции". В ФАС России обратилось ООО "Родник и К" с жалобой на решение РАР об отказе в выдаче лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Для получения лицензии ООО "Родник и К" предоставил в РАР полный пакет документов. По мнению заявителя, Росалкогольрегулирование предъявило заявителю требования, не предусмотренные Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. В соответствии с 1 частью 15 статьи ФЗ "О защите конкуренции" запрещается принимать акты и осуществлять действия или бездействия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничении, устранению конкуренции.
Просто все должно стать на свои места, раз и государство и мы делаем вид, что живем в правовом государстве. Значит, если у РАР есть реальные претензии к компаниям, лишенным им лицензий, по производству не той продукции, по качеству и т.д., то пусть эти причины (с доказательной базой) и фигурируют на самом деле. А если РАР просто хочет убрать компанию с рынка (ну, не нравится она кому- нибудь из сотрудников службы или тем, кто над ней реально стоит, или надо очистить рынок для брендов ЧГП), то это уже совсем другое дело. ФАСу необходимо пристально рассмотреть и изучить методы работы РАР не только на примере "Родника", а и других компаний, прекрасно сознавая, что компании не обращаются в ФАС за защитой, будучи абсолютно зависимы от РАР. Вспомните хороший пример кризиса начала 2006 года: пострадали все, а в суд обратился только НЗШВ, который все суды в России проиграл. Это самый лучший портрет правого государства. Этим фактом все и сказано. И государство наше в этом плане осталось прежним, несмотря на то, что Президентом нашим стал юрист.
В идеале необходимо проанализировать, вообще, все причины лишения лицензий всех почти 300 компаний, причины невыдачи лицензий новым компаниям. Не зря же даже суды, восстанавливающие действия лицензий, обвиняют "РАР" в явной предвзятости и незначительности причин лишения лицензий. Теоретически, в России почти ни одна компания не соблюдает круглогодично даже температурный режим хранения алкогольной продукции на своих складах (за исключением "Хореки").
Вот и посмотрим, как "ФАС" готовится к 2011 году. Когда начнется массовая невыдача лицензий (а пока все идет к этому, включая странное предложение о складах в 1 000 кв м), то тогда компаниям уже точно терять будет нечего (не как сегодня), и "ФАС" будет завален жалобами алкогольных компаний. Так что, товарищ "ФАС", до получения более 1 000 жалоб в 2011 году лучше хорошо поработай в 2010 с единичными, смелыми жалобами. Разберись и не допусти искусственного административного банкротства тысяч компаний в 2011 в интересах единичных компаний. И правила игры, и цели игры "РАР" должны быть прозрачны. Сокращение числа операторов на рынке не имеет никакого отношения к наведению порядка на рынке при условии, что теперь не ФНС, а сам РАР и лицензии выдает, и марки и т.д. Каждая не выданная лицензия должна быть обоснована. А возможно, даже ее лишение или невыдача должны быть утверждены в ФАСе. Такая сегодня ситуация на рынке.
Архив новостей