В свое время она была настолько популярна, что попала в литературу: в рассказе Шукшина "Микроскоп" жена, за потерю зарплаты побив сковородником столяра Андрея Ерина, заявила в ходе последующей разборки:
- Будешь в две смены работать, скважина! Ты у нас худой будешь… Ты у нас выпьешь теперь читушечку после бани, выпьешь!
…Как только ее ни называли у нас в стране - и "читушкой", и "чекушкой", и "мерзавчиком", и "маленькой". Но с филологической точки зрения самое правильное ее название "четвертинка". Потому что емкость ее была 250 граммов - четверть литра водки…
Сегодня мало кто задумывается над ролью "четвертинки" в алкогольном бизнесе. И очень даже зря - это практически забытый, но очень эффективный сегмент водочного рынка.
Абсолютное большинство россиян, употребляющих водку - не алкоголики (как нас ни пытаются уверить "борцы с алкоголем), а разумные, работящие, ответственные люди, заботящиеся о своих семьях. И они имеют полное право иногда отдохнуть, расслабиться - например, выпить водки после бани. Под тарелку наваристого, густого борща со сметаной и укропом, под селедку с картошечкой, окропленной постным маслом и посыпанной мелко нарезанным зеленым лучком. Под задушевный разговор о том - куда пойти учиться сыну или дочке? О том - делать ли в этом году ремонт или ну его?
Для такого отдыха вполне было бы достаточно именно "четвертинки" - и для расслабления, и для аппетита, и для задушевного разговора. Да и цена ее, разумеется, ниже "поллитровки" - что является очень даже немаловажным фактором…
Но вот проблема - купить "четвертинку" хорошей водки в магазинах практически невозможно: "маленьких" в продаже нет.
Производители, увлекшись розливом в бутылки 0,5 литра и 0,7 литра, прекратили выпуск "чекушек", как "экономически неэффективных".
Цена заблуждения - упущеная прибыль
…Есть такая старая поговорка: "Самая большая ошибка - это то, что "всем известно…". Но в компании "Дистар" не поверили тому, что "всем известно" - и решили подсчитать: а так ли уж невыгодно производство "четвертинок"? Оказалось, что выгодно - причем и торговле, и производителю. Например, расчетная цена линейки "четвертинок" от "Дистара" - всего 38 рублей за бутылку. А это дает оптовику и продавцу возможность получать очень даже неплохую прибыль.
Сегодня сформировался большой неудовлетворенный спрос на эту продукцию. Исследования показывают, что, как минимум, две трети потребителей хотели бы иметь возможность выбирать емкость бутылки в зависимости от ситуации: после бани хватит и "четвертинки", а на день рождения лучше подойдет по 0,7.
Заводы, отказываясь от выпуска продукции малой емкости, исходят из того, что "четвертинка" требует больше затрат на производство и логистику, чем "поллитровка". Но это логика планового, "советского" хозяйства. Если же считать экономическую эффективность - то за счет расширения ассортимента и более широкого охвата целевой аудитории прибыль быстро растет. Причем не только у производителя, но и у продавца.
Опять же в "советские" времена сложилось ложное убеждение, что водка в "чекушках" - для бедных. И бутылка корявенькая, и водка в ней - по качеству не очень. Но на самом деле "четвертинки" - это продукт для потребителей среднего уровня достатка, способных заплатить чуть-чуть больше, чем распивать "поллитру" в подъезде "на двоих".
"Чекушка" для среднего класса
После того, как в компании "Дистар" обобщили и оценили результаты исследований, было принято решение выпускать "четвертинку" - новую, у которой аналогов на рынке нет.
Прежде всего - какую водку разливать в "четвертинки"?
В компании решили, что это будут водки "Золотой Серии" - "Кедровая", "Классическая" и "Березовая".
Первой причиной такого решения стал успех линейки "Золотой Серии" в бутылках 0,5 л. - спрос на нее растет опережающими темпами, а на завод с просьбой отгрузить эту линейку уже обращаются дистрибуторы из тех регионов, с которыми ранее "Дистар" не сотрудничал.
Вторая причина - в уникальном оформлении бутылок линейки "Золотая Серия", не имеющем аналогов даже среди "раскрученных" федеральных брендов. И запуская линейку "Золотой Серии" в исполнении 0,25 л., в компании решили, что "четвертинка" должна быть столь же оригинальна, красива и эффектна, как и "поллитровая сестра".
Здесь стоит сказать вот о чем - "четвертинка" "Золотой Серии", при всей своей неординарности, стала самым логичным бизнес-решением "Дистара". Красивый современный дизайн не только выделяет бутылку на полке, но и гарантирует - водка в "четвертинке" такая же высококачественная, как и в поллитровых бутылках. Тем самым "Дистар" ломает представление о "чекушках", как продукте для бедных. А это - новое слово в алкогольном бизнесе России. И гарантированные продажи в магазинах…
Кстати, на "четвертинки" распространяются и гарантии "Дистара", которые он дает на легальность всей своей продукции - компания предлагает заключить доп.соглашение: если дистрибутор найдет на продукции "левую" акцизную марку, "Дистар" выплатит ему 1 миллион рублей.
Напомним - расчетная цена завода на "четвертинку" - 38 рублей. Что делает ее практически незаменимой в ассортименте - ведь средняя цена на водку в ближайшие годы будет только повышаться, а российский "средний класс" считать деньги в семейном бюджете умеет…
Архив новостей