"В свое время разработали жесткую систему декларирования и таможенного оформления для импортеров алкоголя, чтобы ввести заслон для недобросовестных поставщиков. Но с потоком нелегального алкоголя не справились, а добросовестным поставщикам жизнь усложнили, — сказал Починок. — Сейчас для импортеров вина существует куча преград: необходимость декларирования всего ввозимого вина, строгие требования к расфасовке перевозимого вина, огромное количество требований к складам, где вино будет храниться, бессчетное количество проверок и проверяющих организаций".
Починок отметил, что "если сократить издержки на таможне, то сократится и цена на качественное импортное вино".
Что касается количественного соотношения, то тут ситуацию проясняет наш постоянный эксперт Вадим Дробиз. На импортное вино в России приходится примерно треть рынка, говорит он. В России ежегодно потребляется 1 млрд бутылок вина. Но из них только 100 млн бутылок — это и есть то самое "качественное вино". То есть одна десятая часть рынка.
Размеры потребления качественного вина в России свидетельствуют о малочисленности среднего класса в стране, замечает Елена Денисова. Качественное вино, о котором говорит Починок, это премиальный сегмент рынка — то, что дороже 400-500 рублей, уточняет Дробиз. Из 100 млн бутылок к премиальному сегменту можно отнести не более 20 млн бутылок, рассказывает Денисова.
Импортерам вина оно обходится в разы дешевле. При закупке французского вина у производителей бутылка обходится поставщикам примерно в 3 евро (около 120 рублей). "Это самое недорогое добротное вино. По такой цене продают вино кооперативы в Бордо", — приводит пример Денисова. — Затем на эту цену накручивается таможенная пошлина в 20%, НДС — 18%, транспортные расходы по перевозке вина из Европы и по России. Минимум 35% — это наценка оптовиков.
Сетевая наценка составляет 70%".
При этом производители и импортеры вина пока не могут рассчитывать на рост его потребления. Этому мешают как традиции (в холодной стране традиционно предпочитают пить крепкие алкогольные напитки), так и законодательные ограничения, говорят BFM.ru собеседники. Вино по-прежнему приравнивается законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к крепкому алкоголю со всеми вытекающими последствиями. Производители работают по лицензии, вино облагается акцизом, который в этом году вырос на 50%. Существуют ограничения и на рекламу.
"Надо законодательно вывести вино из разряда крепких алкогольных напитков, снизить акцизы и упростить таможенное декларирование. И мы придем к тому, что в России импортное вино будет стоить гораздо дешевле", — говорит Починок. "Если бы вино приравняли к пиву и отменили лицензирование и акцизы, то в России отрасль натурального виноделия, так называемые вина "географического наименования", начала бы развиваться", — полагает Денисова.
Депутат Госдумы Виктор Звагельский, автор нашумевшего техрегламента на спиртные напитки, уверен: государство никогда не пойдет на отмену и даже на снижение акцизов для того или иного вида алкоголя. "Для спиртных напитков должен быть единый акциз, единое налоговое законодательство. Выступая с такими заявлениями, представители винного сообщества стремятся лоббировать принятие закона о вине и виноделии, который даст им преференции".
При этом депутат по-прежнему уверен: хорошее вино должно стоить дорого. Этому может поспособствовать техрегламент на спиртные напитки, в котором натуральные вина и вина из виноматериалов будут маркироваться особым образом, что будет влиять и на цену. Он был внесен на рассмотрение Думы еще в прошлом году.
Сейчас решается вопрос, рассматривать его совместно с другими странами-участницами Таможенного союза или же внутри страны. Параллельно законопроект обсуждается в Росалкогольрегулировании, уточняет Звагельский.
"Если документ будет приниматься с Таможенным союзом, то его вступление в силу может затянуться", — говорит он.
Ситуацию осложняет и тот факт, что Александр Починок и депутат Госдумы Роберт Шлегель примерно в одно время со Звагельским внесли на рассмотрение Госдумы альтернативный вариант техрегламента, в котором нет требования делить вино на натуральное и ненатуральное и отображать это на этикетках. Он также рассматривается. Между тем, в России более 80% винзаводов не имеют собственных виноградников и перерабатывают виноматериалы. Так что в случае принятия техрегламента, предложенного Починком, риск того, что российские заводы будут предлагать "порошковое" вино как натуральное, сохранится, пишет BFM.ru.
Архив новостей