Открытое письмо Президенту Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В последние несколько лет в России начали происходить существенные сдвиги в борьбе с алкоголизмом и в формировании культуры потребления алкогольных напитков. Это стало возможным благодаря тому, что государство поставило задачу значительно снизить масштабы потребления алкоголя к 2020 году. Руководство страны впервые в новейшей истории России детально определило, как достичь поставленных целей, разработав концепцию алкогольной политики.
Меры, направленные на оздоровление общества, начали приносить плоды уже в 2010 году. Статистика свидетельствует: в стране отмечается сокращение потребления алкоголя, идет снижение уровня заболеваемости алкоголизмом.
На этом фоне субъекты алкогольного рынка стали осознавать свою ответственность перед будущим, менять стиль и манеру ведения дел. Борьба за оздоровление российского общества набирает темп по мере того, как в стране формируется необходимая законодательная база, отвечающая духу времени и закладывающая фундаментальные основы работы алкогольного рынка.
Одним из таких законов должен стать обновленный Федеральный закон №171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Его новая редакция на днях будет обсуждаться во втором чтении Государственной думой. Но пока пивоваренному сообществу приходится констатировать, что проект закона превратился в документ, который принесет больше вреда, чем пользы.
Некоторые предложения депутатов ведут к существенному усилению административного давления на отрасль, которая сегодня представляет более 250 пивоваренных заводов и является одним из крупнейших работодателей среди других отраслей пищевой промышленности.
Учитывая, что законопроектом пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, отнесены к алкогольной продукции, депутаты предлагают распространить лицензирование, которое используется в регулировании производства крепкого алкоголя, и на производство пива.
При этом забывается, что введение лицензирования производства и оборота пива не отвечает целям, преследуемым для предотвращения производства и оборота нелегальной или опасной для жизни ликероводочной продукции или для повышения прозрачности производства и улучшения собираемости налогов. Это норма неоправданно избыточна в отношении пивоваренной отрасли, поскольку на рынке отсутствует поддельная пивоваренная продукция, а сама отрасль является одним из наиболее прозрачных секторов российской пищевой промышленности.
Непосредственно в отрасли занято около 60 тысяч человек, при этом одно рабочее место в пивоварении дает 10 рабочих мест в смежных отраслях. В 2010 году поступления акциза от пивоваренных производств составили 81,98 млрд рублей и впервые в истории превысили аналогичные поступления от производства крепкого алкоголя, выпуск которого почти на 50 процентов находится за пределами легальной экономики.
Важно отметить, что введение лицензирования пивоваренных производств никак не повлияет на объемы потребления алкоголя и не решит проблему чрезмерного потребления. Реализация подобных предложений лишь усилит административное давление на отрасль, которое будет в существенной мере усугубляться вследствие коррупционной составляющей. На основе имеющейся информации от международной ассоциации "Пивовары Европы", находящейся в Бельгии, можно подтвердить отсутствие лицензирования производства пива в большинстве стран Европейского союза.
Реализация предложений о введении лицензирования производства погубит, в первую очередь, предприятия малого и среднего бизнеса и в целом ухудшит инвестиционный климат для отрасли.
Законопроект может также ударить по разнообразию пива, производимого в России. Под видом борьбы за традиции пивоварения прослеживается желание монополизировать рынок сырья. Пиво - это напиток, который исторически варили из разных ингредиентов - от ячменя до риса и сорго. Попытка ограничить технологии производства может дорого обойтись как пивоваренной отрасли и сельскому хозяйству России, так и потребителям, которые будут вынуждены приобретать продукцию, ввозимую из-за рубежа, где никто не против существования пива разных сортов.
Одновременно, мы поддерживаем предлагаемые законом меры, направленные на снижение масштабов злоупотребления алкоголем. Это касается запрета на употребление любого алкоголя в общественных местах, жестких мер контроля за соблюдением запрета на продажу алкоголя несовершеннолетним, запрета на ночные продажи. Российские пивовары сами добровольно проводят различные акции, направленные на борьбу с употреблением алкоголя несовершеннолетними, ограничивают свою рекламную активность, доводят до потребителей информацию о вреде чрезмерного употребления алкоголя.
Пивоваренные предприятия России не первый год проводят политику социальной ответственности и имеют уникальные для нашей страны наработки по формированию ответственного потребления алкоголя, созданные на основе фундаментальных исследований российских и зарубежных ученых. Поэтому мы считаем своей обязанностью говорить о недостатках законотворческой работы при реализации антиалкогольной политики государства и рассчитываем на конструктивный диалог, цель которого не допустить, чтобы борьба за оздоровление нации превратилась в инструмент конкурентной борьбы на алкогольном рынке России.
С уважением, Председатель Совета Союза В.И.Мамонтов
Архив новостей