Первой алкогольно- упаковочной революцией в России мы считаем перевод не менее 35% российского рынка вина на нетрадиционную упаковку: пакеты, бэги разного объема, ПЭТ в картонных коробках и т.д. Реклама преподносила этот процесс как удобство для пира на природе и т.д. Хотя – во всем виновата российская бедность.
Для нас вино – всегда было должно быть в стеклянной бутылке с корковой пробкой. Крепкие вина допускали пластиковую пробку. Мы в России не столь демократичны как на западе, где уже много лет развивался до нас рынок нетрадиционной упаковки, пластиковой и металлической завинчивающейся пробки и т.д. Поэтому, приход на наш рынок вина в пакетах разрушил "храм вина". Вино в пакете в России уважения вызывать не может; пить его можно, а уважать – его и себя при этом - нет. Но рынок наш хорошо принял эту продукцию – главное достоинство – дешевизна, а все остальное – потом. В то же время в США продаются по 100- 300 дол трехлитровые бэги в магазинах (или продавались до кризиса). Представьте у нас такую коробку за 3 000 руб.? Не вяжется. Во Франции и божоле в пластике в прошлом году выпустили. Те же норвежцы спокойно выпускают и покупают свою водку в пластиковых бутылках по виду как стеклянная. У нас водку в пластике купить – себя не уважать. В общем – бедность помогла за последние 10 лкт в России создать мощный рынок вина в нетрадиционной упаковке. Чтобы ни рассказывали по этому поводу продавцы. Сами мы тоже сочиняли эти легенды, когда продавали импорт в пакетах.
Мы еще не привыкли к пластиковым и металлическим пробкам на вине. И вот, возможно, начинается новая вино- упаковочная революция. Японская финансово-промышленная группа "Дайва Кан" планирует реализовать в Анапе проект по производству алюминиевой упаковки для вина. Власти города обещают помочь; объем инвестиций в строительство завода в 15-20 млн евро.
Оценка некоторых экспертов: "по ряду параметров алюминиевая упаковка предпочтительнее обычной. С точки зрения потребителя — это компактность, мобильность. Производителям же выгодно использовать такую упаковку из соображений удобства транспортировки и дистрибуции". Очень может быть, только вину не нужна компактность и мобильность. Это другой продукт, разве что мы попытаемся заменить им компактные и мобильные пиво и САН, но это уже смена целой философии напитка.
По нашему мнению, российский рынок не готов принять продукцию подобного рода. Такая упаковка ассоциируется у всех с пивом и слабоалкогольными напитками и не будет иметь успеха, что для нас доказывает производство такой продукции на южном филиале "Очаково", а также выпуск винных "винтажей" на "Ост-Алко". Только ради винной программы такой завод строить не стоит. Другое дело, что ограничения по объему САН в упаковке может потребовать дополнительных мощностей, но сокращение производства пива явно высвободит такие мощности по производству банки из алюминия. Взять тот же "очаковский" вариант: "Шардоне"; от 40 рублей за банку 0,33 л. Не дешево, не так вкусно для "баночного" контингента потребителей САН и пива.
Мы не против этого явления в целом; мы просто считаем, что для этого продукта в массовом сегменте еще нет достаточного числа потребителей для создания целого тарного завода.
Сегодня в государстве рождается стихийная программа угробления пивного рынка и рынка САН. Если бы наверху хватило ума сделать этот процесс комплексным, связать его с переводом этого контингента потребителей пива и САН в банках на натуральное вино в банках – это было бы другое дело. И вина в банках нужны будут не сухие для этого дела, а полусладкие и полусухие, с фруктовыми и прочими вкусами.
Но до этого дойдет вряд ли. Для каждой революции нужен ситуационный набор: "верхи больше не могут" (у нас пока заработки винников на бумажной и прочей упаковке у производителей не слишком серьезно); "низы не хотят" (наши низы пока с удовольствием пьют вино в бутылках, пакетах и ПЭТ-упаковке); "движущая сила" (ее пока нет; для этого должны в 2009 г. рухнуть пивной и санный рынки; японцы на роль этой силы не тянут, а в российском винном бизнесе нет такой фигуры, которая бы повела рынок по аллюминиевому пути). Нам кажется, что время еще не пришло для новой революции. Но – кто знает…
Архив новостей